Сочинения по литературе

Дорога и герой-странник в литературе 19 века на примере произведения Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

0
    Составляющей высокой значимости в русском менталитете и в русской культуре является переживание пространства. Пространство – это явление и географическое, духовное и эмоциональное. Страна, образованная величием, неизмеримостью пространств, страна огромных территорий, где пространство как бы играет и резвится, вольно выражает само себя, формируя мир и человека в нём.
    Этот образ пространства как квинтэссенция русскости занимает своё основополагающее место и в русской словесности. В произведениях русских писателей и поэтов мы видим множественные воплощения пространственной стихии. Эта стихия дышит ощущением огромности, распахнутости мира – от земли до самого космоса. («Всю-то я вселенную проехал», «Гори, гори, моя звезда!»)
    Но в первую очередь в фольклоре и в классической литературе образ российского пространства реализуется как образ дороги.
     Синонимы: путь, распутье, перекрёсток, поворот, тракт, шоссе, порог. Всё это знаковые, сакральные элементы изображения мира, Россия человека, в них – национальные культурные коды. Эта общественная картина жизни улицы, города, нашего общего времени, нашей жизни, человеческой судьбы.
    Я учусь в 10 классе, мне нравится предмет литература, и к какому бы произведению первой половины 19 века я бы не обращалась, я отметила для себя, что слово путь обнаруживает тесную связь с понятием жизнь. Путь связан с оценкой жизни: путь – хорошо, его отсутствие – плохо. Мы говорим путёвый, путный – хороший, дельный или беспутный – неправильно живущий.
    В русском языке путь – знак какой-то очень важной ценности. Поэтому в представлении русских писателей уют не имеет смысла без творчества, поиска, сердечного труда, то есть без духовного движения. Для этого русский герой и отказывается от крова и очага, выбирая нелёгкие пути (дороги) – ради познания и деяния, ради поисков истины и духовного подвига. Это можно доказать, исследуя фразеологизмы, например:
    Выбрать дорогу в жизни:
    1) «Горе от ума» (А. С. Грибоедов.) Чацкий, Молчалин, Фамусов.
    2) «Капитанская дочка» (А. С. Пушкин) Гринёв, Швабрин, Пугачёв.
    3) «Герой нашего времени» (М. Ю. Лермонтов) Печорин, Максим Максимыч, Грушницкий.
    4) «Иван Сусанин» (К. Рылеев) Патриотизм И. Сусанина
    5) (Н. В. Гоголь) Хлестаков, чиновники, Чичиков, Помещики.
    6) «Война и мир» (Л. Н. Толстой) Кутузов, Наполеон, Андрей, Пьер, Наташа, партизаны.
    «Их пути разошлись»
    1) «Метель» (А. С. Пушкин) Владимир и Мария. «Евгений Онегин» Онегин и Ленский. Онегин и Татьяна.
    2) «Герой нашего времени» (М. Ю. Лермонтов) Печорин, М. М., Доктор Вернер, Грушницкий, княжна Мэри, Вера.
    3) «Отцы и дети» (И. С. Тургенев) Базаров, Кирсанов, Одинцова.
    4) «Обломов» (И. Гончаров) Обломов, Ильинская, Штольц.
    «Пошёл по кривой дорожке»
    1) «Капитанская дочка» (А. С. Пушкин) Швабрин.
    2) «Герой нашего времени» (М. Ю. Лермонтов) Грушницкий.
    3) «Ревизор», «Мёртвые души» (Н. В. Гоголь) Хлестаков, Чичиков, чиновники.
    4) «Война и мир» (Л. Н. Толстой) Семья Курагиных.
    Так из множества произведений русской литературы – из десятков и сотен дорог, трактов, шоссе, тропинок, путей земных, водных и небесных – выступает образ русского пути, наше представление о жизненной дороге человека. Это подвиг ради правды, а не ради славы. На языке этого идеала русская литература говорила и говорит о судьбе и жизни отдельного человека, и об отдельной исторической судьбе. Подтверждением этому служат пословицы и поговорки, имеющие в себе слово путь или его синоним.
    Бог пути кажет. Язык до Киева доведёт.
    Божья коровка, полетай на Волгу: там; тепленько, здесь холодненько (совет кому удалиться).
    Большая дорога не стоит (т. е. ее торят).
    В дороге и ворога назовешь родным отцом.
    В дороге и отец сыну товарищ.
    В дороге и родной отец товарищ (должен помогать).
    В дорогу идти - пятеры лапти сплести.
    В игре да в попутье людей узнают.
    В объезд, так к обеду; а прямо, так дай бог к ночи (от. е. укорачивая путь, часто плутают).
    Видючи непогодь, не пошто за реку.
    Во все лопатки; во весь дух; в хвост и в голову.
    Водою плывучи, что со вдовою живучи.
    Волга добрая лошадка: все свезет.
    Волга закоклячивает, да облобачивает (бурлацк.).
    Где дорога, там и путь.
    Где стал, там и стан.
    Где торно, там и просторно.
    Дальше моря - меньше горя.
    Добрый путь, да к нам больше не будь.
    Долог путь, да изъездчив.
    Дома рука и нога спит, в дороге и головушка не дремли.
    Домашняя дума в дорогу не годится.
    Дорога - хоть кубарем ступай (гладкая, ровная).
    Дорогой пять, а прямо десять (т. е. верст).
    Дорожному бог простит. Путнику посты разрешены.
    Дуй до горы, а в гору принаймем (или: спряжемся).
    Дуй по пеньям - черт в санях (ямская).
    Едет, как горшки везет. Как по яйца (от. е. тихо).
    Едет, что по клюкву ягоду, по клюкву.
    Едешь на день, а хлеба бери на неделю!
    Едут - дуга на дуге (много).
    Ехал дорогой, да верть целиком.
    За морем телушка - полушка, да рубль перевозу.
    За неволю хода, когда ноги болят.
    За своим отъезжим следа не запахивай (т. е. не мети, не мой полов в тот же день).
    Заложил пару сапожного товару.
    Затем дорогу золотом устлали, чтоб железо ела (щебенка).
    Звонки бубны за горами.
    И камень лежа мохом обрастает.
    И круты горы, да забывчивы.
    Избным теплом недалеко уедешь.
    Каков поехал, таков и приехал.
    Кама усучивает по сту, да по девяносту;
    Красна дорога ездоками (а обед пирогами).
    Кто в море не бывал, тот горя не видал.
    Кто в море не бывал, тот досыта богу не наливался.
    Кто в солдатах не бывал, тот и землепроходного зелья не видал.
    Кто едет скоро, тому в дороге не споро.
    Кто на море бывал, тот и страху видал.
    Кто прямо ездит, дома не ночует (т. е. Кто прямой дороги ищет вместо торной).
    Куда господь бог несет?
    Куда иного конь везет, туда бедняжку бог несет.
    Купи, денег не жалей, со мной ездить веселей (надпись на колокольчиках).
    Купи, не скупись, езди - веселись (то же).
    Лошадь с ходой (или: иноходец) в пути не товарищ.
    Мелок брод - по самый рот.
    Море вчуже хвали! Хорошо море с берегу. Море - что горе: красно со стороны.
    Мужик скажет сухо - подымайся под самое ухо!
    На алтын товару, а на рубль раструски.
    На воде ноги тонки (жидки),
    На дороге стоит, а дороги спрашивает.
    На людей посмотреть и себя показать.
    На море погоду видишь, да едешь - сам себе убивец (убийца).
    Насколько убьешь (лошадь), настолько и уедешь.
    Не бойся дороги, были б кони здоровы.
    Не видавши моря, не видал и горя.
    Не день дневать, а час часовать.
    Не кнутом погоняй, мешком!
    Не торопись ехать, торопись кормить!
    Не хвались отъездом, хвались приездом.
    Не ходи в море без одежи; море удорожить.
    Ни Конному, ни пешему ни проходу, ни проезду.
    Нож в пути товарищ.
    Ночлега с собой не возят.
    Ночь, как день; дорога, как скатерть - садись да катись!
    Нужный путь бог правит.
    Один раз (Однова) перевозиться (домом) - полпожара выстоять; два раза (двою) перевозиться - весь пожар выстоять.
    Одному ехать - и дорога долга.
    Перегоном трух-трух, а на место во весь дух.
    Печка нежит, а дорожка учит.
    Пешечком верней будешь.
    Пеши - без промешки.
    Плохая стоянка лучше доброго похода.
    По колени ноги оттоптал.
    По морю, яко по суху (а в шутку наоборот: о грязи).
    По способу пешего хождения.
    Под гору без хомута, а в гору в три кнута.
    Под гору вскачь, а в гору хоть плачь.
    Под лежач камень и вода не течет.
    Поезжай на теплые воды!
    Поезжай скорее, так будет спорее!
    Поехал верхом на палочке.
    Поехал на своих, на двоих. На своих, на вороных.
    Поехали с орехами (от. е. проводили).
    Помни мост и перевоз (стар., когда была пошлина на мостах).
    Попостись, помолись, да и в путь соберись!
    При большой дороге и гурт пасется.
    Призывай бога на помощь, а св. Николу в путь!
    Прямо сорока (ворона) летает (прибавка: да и та на кукан попадает).
    Путь водою - проходить бедою.
    Сам в корню, две ляжки в пристяжке.
    Саночки малеваночки: сел на них да поехал в них.
    Саночки самокаточки: садись да катись!
    Спрос все укажет. Не ищут дороги, а спрашивают.
    Стой! белу свету край.
    Стоячая вода гниет (киснет).
    Тело довезу, а за душу не ручаюсь.
    Тихо не лихо, да гребля лиха.
    Тише едешь - дальше будешь.
    Топор дорогой товарищ (игра слов: дорогой и дорогой).
    Тут свет клином сошелся.
    Увязывай плачучи, а развязывай скачучи.
    Умный товарищ - половина дороги.
    Хвали заморье, на печи сидючи.
    Хлеб в пути не тягость.
    Хоть охлябь (без седла), да верхом.
    Что нукнешь, то и уедешь.
    Что хлестнешь (ударишь), то и уедешь.
    Шибко ехать - не скоро доехать.
    Но есть и антипуть – это движение по кругу. Кругами ходит заблудившийся человек, то есть потерпевший неудачу в познании мира. Круг – это ложное движение. Круговращение – вечный закон природы. И мы знаем, что литературные путешествия берут своё начало от древнерусских хождений до нашего времени. Каждый литературный путь обладает своими индивидуальными особенностями, но чтобы понять смысл пути мы должны присматриваться к обстоятельствам, которые определяют движение человека:
    Во-первых, это отправная точка пути. Откуда вышел герой? Из леса? Из дома? Из кабинета? А может появился от куда-нибудь?
    Во-вторых, это способ передвижения. Идёт ли герой пешком? Едет на машине? Или верхом на тройке?
    В-третьих, это характер пути. Прямо ли движется герой? Делает ли повороты? Может, движется по кругу?
    В-четвёртых, это цель пути. Что хочет достичь герой? Конкретна ли его цель или символична? Это мечта? Или это романтический герой, у которого нет цели? А может его влёчёт свобода?
    В-пятых, это местность. Предметы, здания, пейзажи. Какие чудеса, происшествия встречают героя на пути? Какие люди попадаются ему?
    И, наконец, к какому результату приходит герой? Достиг ли он цели? Нашёл ли он то, что искал? И при каких обстоятельствах это случилось?
    Своей темой научной работы я выбрала тему «Дорога и герой-странник в русской литературе 19 века»Я хочу показать дорогу и героя-странника на примере произведения Н. В. Гоголя «Мёртвые души».
    Обратившись к произведениям Н. В. Гоголя, мы можем отметить, что в каждом его произведении присутствует тема дороги и героя-странника. Особенно ярко она представлена в комедии «Ревизор», где герой странник (Хлестаков) отхлестал чиновников города NN и уехал, а Гоголь вдоволь посмеялся. Но самым ярким примером является Поэма «Мёртвые души».

    Жизнь – это книга, которую человек может прочесть, только путешествуя по её страницам.
     И я приглашаю вас в путешествие по страницам поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Гоголь Н.В.

Жизненные ценности на основе поэмы "Мёртвые души" | Сочинение по литературе
Жизненные ценности - это то, что люди считают самым главным в своей жизни. Это их принципы и ориентиры. Они бывают духовными и материальными, определяют судьбу человека. Жизненные ценности

Образы крестьян в поэме Гоголя «Мертвые души» | Сочинение по литературе
«Мертвые души» - вершина творчества Гоголя, и вместе с тем последнее его слово как художника. Над своей поэмой Гоголь работал семнадцать лет (с 1835 по 1852 г.). Задуманная первоначально, по

Сравнительная характеристика Манилова и Собакевича в поэме Гоголя «Мертвые души» | Сочинение по литературе
Говоря о героях поэмы "Мертвые души", мы не можем не упомянуть о её авторе. Будучи натурой утонченной, верной идеалам добра и справедливости, Гоголь особенно остро воспринимал ужасы

Чичиков у Собакевича. Роль эпизода в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" | Сочинение по литературе
В поэме "Мертвые души" Н.В. Гоголь хотел отразить современную ему Россию. Чтобы полнее воплотить свой замысел, он создал образы пяти помещиков, каждый из которых является гротескным

ЧИЧИКОВ В ПОЭМЕ "МЕРТВЫЕ ДУШИ". | Сочинение по литературе
План:Чичиков - центральный образ в поэме, данный в развитии. 1. Черты характера. 2. Приобретательство и предприимчивость. 3. Приспособляемость к жизни. 4. Изворотливость и

Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" | Сочинение по литературе
Образ Ивана Александровича Хлестакова -один из самых характерных и замечательных втворчестве Гоголя, "любимое дитя егофантазии". В нем сказалась страстьхудожника к гиперболе,

«Мертвые души» | Сочинение по литературе
Как известно идею для создания поэмы «Мертвые души» Ивану Васильевичу подсказал Пушкин, так же как и идею для написания «Ревизора». Когда писатель разъезжал по России Гоголь собирал характеры разных

Герои Гоголя и их актуальность сегодня | Сочинение по литературе
К героям своим Гоголь бывает и беспощадным. Огромное место в его творчестве занимает проблема прощения; уже в повести «Страшная месть» бог не может простить предательства, братоубийства. Так - в

«Выбранные места из переписки с друзьями» Гоголя (замысел идея) | Сочинение по литературе
Замысел книги относится к весне 1845 года, к периоду затяжного приступа болезни и душевной депрессии писателя. Из предисловия мы узнаем, что, будучи при смерти, он написал завещание,

Мифологема дороги в произведениях Гоголя | Сочинение по литературе
Мифологема дороги в произведениях Г. Гоголя - многозначный символ. Он связан с внушением как приятных чувств, так и не очень приятных. Они вызваны дорожными происшествиями, разными

Фото Гоголь Н.В.

 Изменить 
Гоголь Н.В.

Гоголь Н.В. - Биография

    ГОГОЛЬ Николай Васильевич [20 марта (1 апреля) 1809, местечко Великие  Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии -- 21 февраля (4 марта) 1852, Москва], русский писатель.

     Литературную известность Гоголю принес сборник "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831-1832), насыщенный украинским этнографическим материалом, романтическими настроениями, лиризмом и юмором. Повести из сборников "Миргород" и "Арабески" (оба-- 1835) открывают реалистический период творчества Гоголя. Тема униженности "маленького человека" наиболее полно воплотилась в повести "Шинель" (1842), с которой связано становление натуральной школы. Гротескное начало "петербургских повестей" ("Нос", "Портрет") получило развитие в комедии "Ревизор" (постановка 1836) как фантасмагория чиновничье-бюрократического мира. В поэме-романе "Мертвые души" (1-й том -- 1842) сатирическое осмеяние помещичьей России соединилось с пафосом духовного преображения человека. Религиозно-публицистическая книга "Выбранные места из переписки с друзьями" (1847) вызвала критическое письмо В. Г. Белинского. В 1852 Гоголь сжег рукопись второго тома "Мертвых душ". Гоголь оказал решающее влияние на утверждение гуманистических и демократических принципов в русской литературе.    
Будущий классик русской литературы происходил из помещичьей семьи среднего достатка: у Гоголей было около 400 душ крепостных и свыше 1000 десятин земли. Предки писателя со стороны отца были потомственными священниками, однако дед писателя Афанасий Демьянович оставил духовное поприще и поступил на службу в гетманскую канцелярию; именно он прибавил к своей фамилии Яновский другую -- Гоголь, что должно было продемонстрировать происхождение рода от известного в украинской истории 17 века полковника Евстафия (Остапа) Гоголя (факт этот не находит достаточного подтверждения). Отец, Василий Афанасьевич, служил при Малороссийском почтамте. Мать, Марья Ивановна, происходившая из помещичьей семьи Косяровских, слыла первой красавицей на Полтавщине; замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. В семье, помимо Николая, было еще пятеро детей. Детские годы будущий писатель провел в родном имении Васильевке (другое название Яновщина), наведываясь вместе с родителями в окрестные места -- Диканьку, принадлежавшую министру внутренних дел В. П. Кочубею, в Обуховку, где жил писатель В. В. Капнист, но особенно часто в Кибинцы, имение бывшего министра, дальнего родственника Гоголя со стороны матери -- Д. П. Трощинского. С Кибинцами, где была обширная библиотека и домашний театр, связаны ранние художественные переживания будущего писателя. Другим источником сильных впечаилений мальчика служили исторические предания и библейские сюжеты, в частности, рассказываемое матерью пророчество о Страшном суде с напоминанием о неминуемом наказании грешников. С тех пор Гоголь, по выражению исследователя К. В. Мочульского, постоянно жил "под террором загробного воздаяния".

     "Задумываться о будущем я начал рано...". Годы учения. Переезд в Петербург.Вначале Николай учился в Полтавском уездном училище (1818-1819), потом брал частные уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире, а в мае 1821 поступил в только что основанную Нежинскую гимназию высших наук. Учился Гоголь довольно средне, зато отличался в гимназическом театре -- как актер и декоратор. К гимназическому периоду относятся первые литературные опыты в стихах и в прозе, преимущественно "в лирическом и сурьезном роде", но также и в комическом духе, например, сатира "Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан" (не сохранилась). Больше всего, однако, Гоголя занимает в это время мысль о государственной службе на поприще юстиции; такое решение возникло не без влияния профессора Н. Г. Белоусова, преподававшего естественное право и уволенного впоследствии из гимназии по обвинению в "вольнодумстве" (во время расследования Гоголь давал показания в его пользу).

     По окончании гимназии Гоголь в декабре 1828 вместе с одним из своих ближайших друзей А. С. Данилевским приезжает в Петербург, где его подстерегает ряд ударов и разочарований: не удается получить желаемого места; поэма "Ганц Кюхельгартен", написанная, очевидно, еще в гимназическую пору и изданная в 1829 (под псевдонимом В. Алов) встречает убийственные отклики рецензентов (Гоголь тотчас же скупает почти весь тираж книги и предает его огню); к этому, возможно, прибавились любовные переживания, о которых он говорил в письме к матери (от 24 июля 1829). Все это заставляет Гоголя внезапно уехать из Петербурга в Германию.

     По возвращении в Россию (в сентябре того же года) Гоголю наконец удается определиться на службу -- вначале в Департамент государственного хозяйства и публичных зданий, а затем в Департамент уделов. Чиновничья деятельность не приносит Гоголю удовлетворения; зато новые его публикации (повесть "Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала", статьи и эссе) обращают на него все большее внимание. Писатель завязывает обширные литературные знакомства, в частности, с В. А. Жуковским, П. А. Плетневым, который у себя дома в мае 1831 (очевидно, 20-го) представил Гоголя А. С. Пушкину.
    
     "Вечера на хуторе близ Диканьки"
     Осенью того же года выходит 1-я часть сборника повестей из украинской жизни "Вечера на хуторе близ Диканьки" (в следующем году появилась 2-я часть), восторженно встреченная Пушкиным: "Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!...". Вместе с тем "веселость" гоголевской книги обнаруживала различные оттенки -- от беззаботного подтрунивания до мрачного комизма, близкого к черному юмору. При всей полноте и искренности чувств гоголевских персонажей мир, в котором они живут, трагически конфликтен: происходит расторжение природных и родственных связей, в естественный порядок вещей вторгаются таинственные ирреальные силы (фантастическое опирается главным образом на народную демонологию). Уже в "Вечерах..." проявилось необыкновенное искусство Гоголя создавать цельный, законченный и живущий по собственным законам художественный космос.
     После выхода первой прозаической книги Гоголь -- знаменитый писатель. Летом 1832 его с воодушевлением встречают в Москве, где он знакомится с М. П. Погодиным, С. Т. Аксаковым и его семейством, М. С. Щепкиным и другими. Следующая поездка Гоголя в Москву, столь же успешная, состоялась летом 1835. К концу этого года он оставляет поприще педагогики (с лета 1834 занимал должность адъюнкт-профессора всеобщей истории Санкт-Петербургского университета) и целиком посвящает себя литературному труду.
    
     "Миргородский" и "петербургский" циклы. "Ревизор"
     1835 год необычаен по творческой интенсивности и широте гоголевских замыслов. В этот год выходят следующие два сборника прозаических произведений -- "Арабески" и "Миргород" (оба в двух частях); начата работа над поэмой "Мертвые души", закончена в основном комедия "Ревизор", написана первая редакция комедии "Женихи" (будущей "Женитьбы"). Сообщая о новых созданиях писателя, в том числе и о предстоящей в петербургском Александринском театре премьере "Ревизора" (19 апреля 1836), Пушкин отмечал в своем "Современнике": "Г-н Гоголь идет еще вперед. Желаем и надеемся иметь часто случай говорить о нем в нашем журнале". Кстати, и в пушкинском журнале Гоголь активно публиковался, в частности, как критик (статья "О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году").
     "Миргород" и "Арабески" обозначили новые художественные миры на карте гоголевской вселенной. Тематически близкий к "Вечерам..." ("малороссийская" жизнь), миргородский цикл, объединивший повести "Старосветские помещики", "Тарас Бульба", "Вий", "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем", обнаруживает резкое изменение ракурса и изобразительного масштаба: вместо сильных и резких характеристик -- пошлость и безликость обывателей; вместо поэтических и глубоких чувств -- вялотекущие, почти рефлекторные движения. Обыкновенность современной жизни оттенялась колоритностью и экстравагантностью прошлого, однако тем разительнее проявлялась в нем, в этом прошлом, глубокая внутренняя конфликтность (например, в "Тарасе Бульбе" -- столкновение индивидуализирующегося любовного чувства с общинными интересами). Мир же "петербургских повестей" из "Арабесок" ("Невский проспект", "Записки сумасшедшего", "Портрет"; к ним примыкают опубликованные позже, соответственно в 1836 и 1842, "Нос" и "Шинель") -- это мир современного города с его острыми социальными и этическими коллизиями, изломами характеров, тревожной и призрачной атмосферой. Наивысшей степени гоголевское обобщение достигает в "Ревизоре", в котором "сборный город" как бы имитировал жизнедеятельность любого более крупного социального объединения, вплоть до государства, Российской империи, или даже человечества в целом. Вместо традиционного активного двигателя интриги -- плута или авантюриста -- в эпицентр коллизии поставлен непроизвольный обманщик (мнимый ревизор Хлестаков), что придало всему происходящему дополнительное, гротескное освещение, усиленное до предела заключительной "немой сценой". Освобожденная от конкретных деталей "наказания порока", передающая прежде всего сам эффект всеобщего потрясения (который подчеркивался символической длительностью момента окаменения), эта сцена открывала возможность самых разных толкований, включая и эсхатологическое -- как напоминание о неминуемом Страшном суде.
    
     Главная книга
     В июне 1836 Гоголь (снова вместе с Данилевским) уезжает за границу, где он провел в общей сложности более 12 лет, если не считать двух приездов в Россию -- в 1839-40 и в 1841-42. Писатель жил в Германии, Швейцарии, Франции, Австрии, Чехии, но дольше всего в Италии, продолжая работу над "Мертвыми душами", сюжет которых (как и "Ревизора") был подсказан ему Пушкиным. Свойственная Гоголю обобщенность масштаба получала теперь пространственное выражение: по мере развития чичиковской аферы (покупка "ревизских душ" умерших людей) русская жизнь должна была раскрыться многообразно -- не только со стороны "низменных рядов ее", но и в более высоких, значительных проявлениях. Одновременно раскрывалась и вся глубина ключевого мотива поэмы: понятие "мертвая душа" и вытекавшая отсюда антитеза "живой" -- "мертвый" из сферы конкретного словоупотребления (умерший крестьянин, "ревизская душа") передвигались в сферу переносной и символической семантики. Возникала проблема омертвления и оживления человеческой души, и в связи с этим -- общества в целом, русского мира прежде всего, но через него и всего современного человечества. Со сложностью замысла связана жанровая специфика "Мертвых душ" (обозначение "поэма" указывало на символический смысл произведения, особую роль повествователя и позитивного авторского идеала).
    
     Второй том "Мертвых душ". "Выбранные места из переписки с друзьями"
     После выхода первого тома (1842) работа над вторым томом (начатым еще в 1840) протекала особенно напряженно и мучительно. Летом 1845 в тяжелом душевном состоянии Гоголь сжигает рукопись этого тома, объясняя позднее свое решение именно тем, что "пути и дороги" к идеалу, возрождению человеческого духа не получили достаточно правдивого и убедительного выражения. Как бы компенсируя давно обещанный второй том и предвосхищая общее движение смысла поэмы, Гоголь в "Выбранных местах из переписки с друзьями" (1847) обратился к более прямому, публицистическому разъяснению своих идей. С особенной силой была подчеркнута в этой книге необходимость внутреннего христианского воспитания и перевоспитания всех и каждого, без чего невозможны никакие общественные улучшения. Одновременно Гоголь работает и над трудами теологического характера, самый значительный из которых -- "Размышления о Божественной литургии" (опубликован посмертно в 1857).
     В апреле 1848, после паломничества в Святую землю к гробу Господню, Гоголь окончательно возвращается на родину. Многие месяцы 1848 и 1850-51 он проводит в Одессе и Малороссии, осенью 1848 наведывается в Петербург, в 1850 и 1851 посещает Оптину пустынь, но большую часть времени живет в Москве.
     К началу 1852 была заново создана редакция второго тома, главы из которой Гоголь читал ближайшим друзьям -- А. О. Смирновой-Россет, С. П. Шевыреву, М. П. Погодину, С. Т. Аксакову и членам его семьи и другим. Неодобрительно отнесся к произведению ржевский протоиерей отец Матвей (Константиновский), чья проповедь ригоризма и неустанного нравственного самоусовершенствования во многом определяла умонастроение Гоголя в последний период его жизни.
     В ночь с 11 на 12 февраля в доме на Никитском бульваре, где Гоголь жил у графа А. П. Толстого, в состоянии глубокого душевного кризиса писатель сжигает новую редакцию второго тома. Через несколько дней, утром 21 февраля он умирает.
     Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря (в 1931 останки Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище).
    
     "Четырехмерная проза"
     В исторической перспективе гоголевское творчество раскрывалось постепенно, обнажая с ходом времени все более глубокие свои уровни. Для непосредственных его продолжателей, представителей так называемый натуральной школы, первостепенное значение имели социальные мотивы, снятие всяческих запретов на тему и материал, бытовая конкретность, а также гуманистический пафос в обрисовке "маленького человека". На рубеже 19 и 20 столетий с особенной силой раскрылась христианская философско-нравственная проблематика гоголевских произведений, впоследствии восприятие творчества Гоголя дополнилось еще ощущением особой сложности и иррациональности его художественного мира и провидческой смелостью и нетрадиционностью его изобразительной манеры. "Проза Гоголя по меньшей мере четырехмерна. Его можно сравнить с его современником математиком Лобачевским, который взорвал Евклидов мир..." (В. Набоков). Все это обусловило огромную и все возрастающую роль Гоголя в современной мировой культуре.
 Изменить