Сочинения по литературе

Почему ни любовь, ни дружба не могут спасти Обломова?

0
    В романе Гончарова предстает перед читателем добряк-помещик Илья Ильич Обломов, ленивый и апатичный ко всему человек, которого ничто не способно пробудить к жизни. Целыми днями лежит он на диване, редко беспокоится о чем-либо, пребывая в постоянных мечтах и придуманных самим собой сказках. Причем обломов замечает свои недостатки, но не стремится изменить себя, только задается вопросом: «Отчего я такой?»
    А таким его воспитали в патриархальной крепостнической среде в его родном поместье Обломовке, диком уголке России, где не любят труд, где верят суевериям и рассказам стариков, где царят покой, ласка, доброта и умиротворение, где не знают волнений и тягостей жизни. Благословенный край! Но именно этот край сделал из веселого и бойкого мальчика Илюши изнеженного, небрежного и пассивного барина, для которого любое движение (не говоря уже о работе) и изменение в его обычной жизни – это тяжкий труд, даже наказание. Обломов не действует, а только мечтает и даже не помышляет воплотить свои мечты в реальность. А мечтает он о безмятежной жизни, мечтает о том, что будет у него семья: любящая жена, которая бы заботилась о нем, дети, свой дом. Но его мечты остаются мечтами. Обломов никуда не ездит, он все в своей квартире. И редко бывают насыщенными будни Ильи Ильича. Только друг его Андрей Иванович Штольц способен был «оживить» Обломова.
    Штольц был совершенной противоположностью Обломову. Деятельный и решительный, он не тратил зря ни одно мгновение жизни. Обломов ценил и уважал своего друга за его постоянную поддержку и помощь, Штольц вносил в черно-белую жизнь Обломова яркие краски. Андрей Иванович в свою очередь, хоть и не одобрял образа жизни Ильи Ильича, ценил его «честное верное сердце», которое «как колодезь глубоко» и «никого не любил так прочно и горячо». Штольц всеми силами пытался не дать зачахнуть Обломову: приглашал в светское общество, звал с собой за границу, в конце концов, познакомил с Ольгой, девушкой энергичной и незаурядной. Но Обломов противился практически всем изменениям, которые пытался внести в его жизнь Штольц. Сколько Обломов давал своему другу обещаний, сколько раз соглашался с ним? Но как только Штольц уезжал (а путешествовал он много), тут же возвращался к прежней жизни. А Штольц охарактеризовал стиль его жизни и главную болезнь образно, но метко: «обломовщина». Обломов и сам понимает, что «жизнь его началась с угасания» и необходимо менять ее «теперь или никогда». Что же может изменить Обломова, если даже дружба это сделать не в состоянии? Только любовь.
    Это светлое чувство – любовь – перевернуло весь мир Обломова. Ольга Сергеевна Ильинская, в которой не было ни жеманства, ни кокетства, смогла сделать Обломова (пусть и на время) другим человеком: активным и жизнерадостным. Она стала для него путеводной звездой, лучом света. Для Ольги любовь - долг, она «любовалась, гордилась этим поверженным к ногам ее, ее же силою, человеком». Но любила она не настоящего, а будущего Обломова, которого она пыталась создать, словно Пигмалион Галатею. Чего она ждала от него? «Я цель твоя, говоришь ты и идешь к ней так робко, медленно; а тебе еще далеко идти; ты должен стать выше меня. Я видала счастливых людей, как они любят, у них все кипит, и покой их не похож на твой; они не опускают головы…, они действуют! А ты… нет, не похоже, чтоб любовь, чтоб я была твоей целью…», - так говорит Ольга Обломову. Последний же понимает, что с Ольгой они счастливы не будут. «Этаких, как я, не любят», - говорит он, но все-таки сам любит Ольгу, Обломов способен на сильное волнующее чувство и душевные переживания, хотя хлопоты и житейские проблемы пугают его, на них он не готов даже ради любимой женщины. Ольга надеется, что сможет оживить Обломова, и тот будет жить для нее, а он «уж давно умер». Она спрашивает его: «Будешь ли ты для меня тем, что мне нужно?». Но получает отрицательный ответ. Ольга не смогла, как, впрочем, и Штольц, спасти Обломова.
    Причину того, что ничто не смогло спасти Обломова, раскрывает сам герой произведения. «Отчего погибло все? – спрашивает Ольга. - Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Ты добр, умен, нежен, благороден… и… гибнешь! Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…» Но Обломов отвечает: «Есть. Обломовщина!» Виновата во всем главная болезнь Обломова. Но что такое обломовщина? Для Обломова – мечта, для Штольца и Ольги – вся жизнь Обломова, которую они так упорно хотели изменить. Критик Добролюбов назвал обломовщину «гнусной привычкой получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других». Но какое бы понятие мы ни дали, с какой бы точки зрения ни посмотрели, именно обломовщина помешала главному герою жить полноценной жизнью.
 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Гончаров И.А.

Черты русского национального характера в Обломове | Сочинение по литературе
Роман “Обломов” явился вершиной творчества Ивана Александровича Гончарова. Он был опубликован в 1859 году в журнале “Отечественные записки”. Произведение встретило единодушное признание у публики и

Художественные особенности романа Гончарова «Обломов» | Сочинение по литературе
Роман «Обломов» был написан Иваном Александровичем Гончаровым в середине 19 века. В нем автор затрагивает актуальную тему своего времени – крепостное право. Люди видят, что оно изжило себя. Должно

Главный герой романа И. Гончарова «Обыкновенная история». | Сочинение по литературе
Произведения Ивана Александровича Гончарова отличают ясность и неторопливость повествования, мягкая, едва уловимая ирония автора и его интерес к повседневной бытовой жизни помещиков, которая

Художественное своеобразие романа Гончарова «Обломов» | Сочинение по литературе
В романе “Обломов” Гончаров отразил часть современной ему действительности, показал характерные для того времени типы, образы, исследовал истоки и суть противоречий в русском обществе середины XIX

Тема движения и покоя в произведении И. А. Гончарова «Обломов» | Сочинение по литературе
Вершиной творчества Ивана Александровича Гончарова является роман «Обломов», написанный в 1859 году. Роман необыкновенно богат по содержанию. В нем передана жизнь России середины 19 века.

Обобщающая сила образа Обломова (по роману И.А. Гончарова «Обломов») | Сочинение по литературе
Образ Ильи Ильича Обломова – главного героя романа Гончарова «Обломов» - неоднозначен и противоречив. По его поводу высказывались самые противоположные и резкие оценки. Так, А.Ф. Кони характеризовал

Антиподы ли Обломов и Штольц? | Сочинение по литературе
Понятие «антиподы» в литературе означает двух людей с абсолютно противоположными взглядами на реальность. Чтобы понять, можем ли мы считать Обломова и Штольца антиподами, нужно внимательно изучить

Обломов - общечеловеческий тип. | Сочинение по литературе
Роман "Обломов" был задуман И.А. Гончаровым ещё в 1848 году и писался в течении 20 лет. В 1849 году в альманахе "Литературный сборник с иллюстрациями" при

Идеал любви и семьи в понимании И. А. Гончарова | Сочинение по литературе
Любовь в романе “Обломов”, как и в других русских романах, играет огромную роль. Влюбленностью можно объяснить многие поступки героев, она (любовь) - причина радостей и страданий, это главное

Обломов и Штольц (по роману «Обломов») | Сочинение по литературе
Роман “Обломов” И. А. Гончарова не утратил своей актуальности и своего объективного значения и в наше время, ведь в нем заложен общечеловеческий философский смысл. Главный конфликт романа — между

Фото Гончаров И.А.

 Изменить 
Гончаров И.А.

Гончаров И.А. - Биография

Иван Александрович Гончаров (1812–1891 гг.), русский писатель XIX в., родился в состоятельной купеческой семье. Помимо него в семье Гончаровых было еще трое детей. После смерти отца воспитанием детей занялись мать и их крестный отец Н.Н. Трегубов, образованный человек передовых взглядов, знакомый со многими декабристами. В годы обучения в частном пансионе Гончаров приобщился к чтению книг западноевропейских и русских авторов и хорошо изучил французский и русский языки. В 1822 г. он успешно сдал экзамены в Московское коммерческое училище, но, не окончив его, поступил в Московский университет на филологическое отделение.

В годы учебы в университете Гончаров обратился к литературному творчеству. Из изучаемых предметов его больше всего привлекали теория и история литературы, изобразительное искусство, архитектура. Окончив университет, Иван Александрович поступил на службу в канцелярию симбирского губернатора, затем переехал в Петербург и занял должность переводчика в министерстве финансов. Однако служба не мешала ему заниматься литературой и поддерживать дружеские отношения с поэтами, писателями и живописцами.

Первые творческие опыты Гончарова – стихи, затем антиромантическая повесть «Лихая болесть» и повесть «Счастливая ошибка» – были опубликованы в рукописном журнале. В 1842 г. он написал очерк «Иван Савич Поджабрин», напечатанный лишь шесть лет спустя после его создания. В 1847 г. в журнале «Современник» был опубликован роман «Обыкновенная история», который вызвал восторженную оценку критики и принес автору большой успех. В основе романа столкновение двух центральных героев – Адуева-дяди и Адуева-племянника, олицетворяющих трезвый практицизм и восторженный идеализм. Каждый из героев психологически близок писателю и представляет разные проекции его душевного мира.

В романе «Обыкновенная история» писатель отрицает абстрактные обращения главного героя, Александра Адуева, к некоему «божественному духу», осуждает пустую романтику и царящую в чиновничьей среде ничтожную коммерческую деловитость, то есть то, что не обеспечено высокими идеями, необходимыми человеку. Столкновение главных героев воспринималось современниками как «страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму» (В.Г. Белинский). Однако десятилетия спустя антиромантическая тема утратила свою актуальность, и следующие поколения читателей воспринимали роман как самую «обыкновенную историю» охлаждения и отрезвления человека, как вечную тему жизни.

Вершиной творчества писателя стал роман «Обломов», к созданию которого Гончаров приступил еще в 40-е гг. Прежде чем роман вышел в свет, в альманахе «Литературный сборник с иллюстрациями» появился «Сон Обломова» – отрывок из будущего произведения. «Сон Обломова» получил высокую оценку критиков, но в их суждениях прослеживались идейные разногласия. Одни считали, что отрывок обладает большой художественной ценностью, но отвергали авторскую иронию по отношению к патриархальному помещичьему укладу. Другие признавали несомненное мастерство писателя в описании сцен усадебной жизни и видели в отрывке будущего романа Гончарова творческий шаг вперед по сравнению с его предыдущими работами.

В 1852 г. Гончаров в качестве секретаря адмирала Е.В. Путятина отправился в кругосветное плавание на фрегате «Паллада». Одновременно с выполнением своих служебных обязанностей Иван Александрович собирал материал для своих новых произведений. Результатом этой работы стали путевые заметки, которые в 1855–57 гг. печатались в периодических изданиях, а в 1858 г. вышли отдельным двухтомным изданием под названием «Фрегат “Паллада”». В путевых заметках переданы впечатления автора от знакомства с британской и японской культурами, отражено мнение автора об увиденном и пережитом во время путешествия. Созданные автором картины содержат необычные ассоциации и сопоставления с жизнью России, наполнены лирическим чувством. Путевые очерки пользовались большой популярностью у русских читателей.

Вернувшись из путешествия, Гончаров поступил на службу в Петербургский цензурный комитет и принял приглашение преподавать русскую литературу наследнику престола. С этого времени отношения писателя с кругом Белинского заметно охладились. Выполняя обязанности цензора, Гончаров оказал помощь в публикации ряда лучших произведений русской литературы: «Записки охотника» И.С. Тургенева, «Тысяча душ» А.Ф. Писемского и других. С осени 1862 г. по лето 1863 г. Гончаров редактировал газету «Северная почта». Примерно с этого же времени началось его удаление от литературного мира. Идеал писателя, по его собственному признанию, составили «кусок независимого хлеба, перо и тесный кружок самых близких приятелей».

В 1859 г. был опубликован роман «Обломов», замысел которого сложился еще в 1847 г. С момента опубликования главы «Сон Обломова» читателю пришлось почти десять лет ждать появления полного текста произведения, которое сразу же завоевало огромный успех. Роман вызвал бурные споры читателей и критиков, что свидетельствовало о глубине авторского замысла. Сразу же после выхода романа в свет Добролюбов написал статью «Что такое обломовщина?», которая представляла собой беспощадный суд над главным героем, «совершенно инертным» и «апатичным» барином, ставшего символом косности крепостнической России. Некоторые критики, напротив, увидели в главном герое «самостоятельную и чистую», «нежную и любящую натуру», сознательно устранившуюся от модных веяний и сохранившую верность истинным ценностям бытия. Споры о главном герое романа продолжались вплоть до начала XX в.

Последний роман Гончарова «Обрыв», опубликованный в 1869 г., представляет новый вариант обломовщины в образе главного героя – Бориса Райского. Это произведение было задумано еще 1849 г. как роман о сложных отношениях художника и общества. Однако к началу написания писатель несколько изменил свой замысел, что было продиктовано новыми общественными проблемами. В центре романа оказалась трагическая судьба революционно настроенной молодежи, представленной в образе «нигилиста» Марка Волохова. Роман «Обрыв» вызвал неоднозначную оценку критики. Многие поставили под сомнение талант автора и отказали ему в праве суда над современной молодежью.

После выхода в свет романа «Обрыв» имя Гончарова редко появлялось в печати. В 1872 г. была написана литературно-критическая статья «Мильон терзаний», посвященная постановке на сцене комедии Грибоедова «Горе от ума». Вплоть до наших дней эта статья остается классической работой о комедии Грибоедова. Дальнейшая литературная деятельность Гончарова представлена «Записками о личности Белинского», театральными и публицистическими заметками, статьей «Гамлет», очерком «Литературный вечер» и газетными фельетонами. Итогом творческой деятельности Гончарова в 70-е гг. считается крупная критическая работа о его собственном творчестве под названием «Лучше поздно, чем никогда». В 80-е гг. вышло в свет первое собрание сочинений Гончарова. В последние годы жизни писатель, наделенный талантом тонкого наблюдателя, жил одиноко и замкнуто, сознательно сторонясь жизни и вместе с тем тяжело переживая свое положение. Он по-прежнему писал статьи и заметки, но, к сожалению, перед смертью сжег все написанное в последние годы.

Во всех своих произведениях Гончаров стремился раскрыть внутренний динамизм личности вне сюжетных событий и передать внутреннюю напряженность обыденной жизни. Писатель выступал за независимость личности, призывал к активной деятельности, одушевленной нравственными идеями: духовностью и гуманностью, свободой от социальной и моральной зависимости.
 Изменить