Сочинения по литературе

Сочинение герои рассказов Чехова

0

В конце XIX века идейно-нравственные искания героев русской литературы приобрели новое качество, что ярче всего отразилось в творчестве Чехова. До него на этот путь поисков истины вступали в основном люди незаурядные, обладавшие острым умом, умением ставить мировые вопросы, недюжин­ной волей. Чехов же сосредоточил внимание на идейно­нравственном развитии обыкновенного человека. Как прави­ло, до определенного момента такой человек вообще не задается нравственными вопросами, а живет, как бог на душу по­ложит, его не интересуют проблемы смысла жизни, вечных истин и т.п. Но вот в жизни человека случается что-то, иногда какой-нибудь пустяк, и ему открывается вдруг, как неправильно устроена жизнь и как недостойно живет он сам. И тут начинается мучительный процесс поиска истины, обретения подлинных жизненных ценностей. Ведь, по Чехову, большинство людей считают в жизни важным и ценным совсем не то, что надо: покой, довольство, комфорт, деньги, положение в обществе. За всеми этими ложными ценностями — для человека совершенно пропадает то, что составляет соль и смысл жизни, «человеческое тело, здоровье, ум, красота, талант, любовь, а главное — абсолютнейшая свобода, свобода от силы и лжи, в чем бы последние две ни выражались». В одном из своих пи­сем Чехов предлагал: «Напишите-ка рассказ о том, как моло­дой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целова­нии поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодарив­ший за каждый кусок хлеба, много раз сеченный, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший животных, любив­ший обедать у богатых родственников, лицемеривший и Богу и людям без всякой надобности, только из сознания своего ничтожества, — напишите, как этот молодой человек выдав­ливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не раб­ская кровь, а настоящая человеческая». Многие из рассказов и повестей Чехова и представляют собой реализацию этого за­мысла, воплощенного в разных вариантах, в разных человече­ских судьбах. Первым этапом идейно-нравственных исканий чеховских героев становится нелегкое осознание того, что сы­тая, мещанская, благополучная жизнь, жизнь без духовных за­просов и потребностей, недостойна человека. Развитие начи­нается с переосмысления, переоценки жизненных ценностей, отвергается то, что раньше казалось не только удобным и при­вычным, но единственно возможным. Процесс «выдавливания из себя раба» начинается с неудовлетворенности, причем сна­чала очень часто неосознанной. Так, нравственный перелом в сознании Никитина из рассказа «Учитель словесности» начи­нается просто с дурного настроения по неизвестной причине. Потом Никитин начинает размышлять, почему же ему все- таки неприятно, и ничего не может придумать, но понимает, что «эти рассуждения уже сами по себе — дурной знак». По­том у Никитина возникает раздражение против белого кота, потом — неожиданно — против любимой Манюси; потом — снова мысли о себе, о своей бездарности и о том, что он живет не так, как надо. Новые мысли «пугали Никитина, он отказывался от них, называл их глупыми и верил, что все это от нер­вов, что сам же он будет смеяться над собой…» И на следую­щий день он действительно смеется над собой, но уверенности в этом смехе нет. Все, что он наблюдает (все те же мелочи по­вседневной жизни, незначительные сами по себе), подкрепля­ет и усиливает его новое психологическое состояние: неудов­летворенность собой и окружающими, стремление бежать в какой-то иной мир. Это уже «новая, нервная, сознательная жизнь, которая не в ладу с покоем и личным счастьем».

Очень часто в рассказах Чехова нравственное развитие че­ловека начинается с того, что в его фальшивую и ненастоя­щую жизнь неожиданно входит что-то настоящее и неоспори­мо подлинное: рождение ребенка, смерть, любовь. Все это заставляет человека переоценить свою жизнь, увидеть ее не­удовлетворительность, искать высшие цели или хотя бы соб­ственную нравственную позицию. Так, в частности, происхо­дит с героем одного из лучших рассказов Чехова «Дама с собачкой». Полюбив по-настоящему впервые, когда «голова его уже стала седеть», Гуров отчетливо понимает, что вся его прошлая жизнь была пустой и бессмысленной, а главное — от начала до конца лживой. Гуров, в сущности, прятался от жиз­ни, «забывая о высших целях бытия, о своем человеческом достоинстве». Истинное чувство перерождает этого человека, который на старости лет понимает, что жил неправильно, и начинает «по каплям выдавливать из себя раба».

Нравственные истины, к которым приходят герои Чехова, как правило, просты и даже в чем-то элементарны. Это такие непреходящие основы человеческого бытия, как честность, по­рядочность, способность сопереживать другому человеку и т.п.

Но каких серьезных нравственных усилий требует от человека постижение этой «азбуки» нравственных отношений между людьми! Иначе и не может быть в том мире, где человек воспитывается рабом, а иногда и остается им на всю жизнь.

Существенной ценностью для Чехова является труд. Стремление к осмысленному творческому труду свойственно лучшим героям Чехова, их тяготит праздность, в которой они ощущают что-то фальшивое и нечистое. Но труд требует усилий, и прежде всего нравственных, поэтому и к этой про­стой нравственной ценности приходится пробиваться сквозь мучительные усилия над собой.

Значение Чехова прежде всего в том, что он утверждал своим творчеством незыблемость простых и доступных каж­дому нравственных истин, что он показал процессы нравст­венно-философских исканий в жизни обыкновенного, рядово­го человека, в сфере обыденного сознания, а значит, показал, что нравственная истина — не привилегия выдающихся лич­ностей. Каждый человек, кто бы он ни был, способен и обязан жить по законам добра, свободы и красоты, иначе его жизнь не нужна никому, и прежде всего самому себе.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Чехов А.П.

Образ маленького человека в творчестве Чехова | Сочинение по литературе
Чеховская трактовка маленького человека своеобразна и даже уникальна. Он имел в виду прежде всего традицию, идущую от Карамзина к Достоевскому, но был по отношению к ней резко полемичен. В

Значение художественных деталей в рассказах А. П. Чехова | Сочинение по литературе
Л. Н. Толстой говорил, что произведения А. П. Чехова понятны и сродны не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. Действительно, главной темой творчества Чехова (как Толстого и

Образ Лопахина в пьесе А.П.Чехова Вишнёвый сад | Сочинение по литературе
На уроках литературы мы читали и анализировали комедию А.П.Чехова  Вишнёвый сад. Одним из главных персонажей является Лопахин Ермолай Алексеевич, купец. Он пытается помочь Раневской и Гаеву сохранить

Второстепенные персонажи в комедии А.П.Чехова «Вишнёвый сад» | Сочинение по литературе
На уроках литературы мы читали и анализировали комедию А.П.Чехова  Вишнёвый сад.  Показывая быть дворянской усадьбы, автор знакомит нас с целой группой, коем образом связанных с ней. Это наряду с

Особенности конфликта в пьесе «Вишнёвый сад» | Сочинение по литературе
На уроках литературы мы читали и анализировали пьесу А.П.Чехова «Вишнёвый сад».  Внешний сюжет «Вишневого сада» — это смена владельцев дома и сада, продажа имения за долги. Сначала кажется, что в

Пьеса “Вишневый сад” | Сочинение по литературе
Одна из самых известных работ Антона Павловича Чехова – пьеса “Вишневый сад”, которая была написана в 1903 году. В этом произведении автор затрагивает множество проблем, но я бы хотела поговорить о

Олицетворение пошлости и ее жертва | Сочинение по литературе
Чехов является общепризнанным мастером короткого рассказа. Основной его творческий прием – максимальная концентрация информации в относительно малом объеме текста, отсюда такое внимание к деталям,

Утрата связи поколений. Пьеса "Вишневый сад" | Сочинение по литературе
Утрата связи поколений – путь к нравственному падению обществу. Всегда ли утрата связи поколений – путь к нравственному падению общества? Я считаю, что всегда. Я хочу доказать это, опираясь на

Неуверенность в себе. Образ Беликова в рассказе «Человек в футляре» | Сочинение по литературе
Во все времена существовали люди неуверенные в себе и своих силах. Они часто избегают общения с другими людьми из-за того, что боятся увидеть осуждения. И иногда такое отношение к себе и своей жизни

Смысл названия пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» | Сочинение по литературе
Вишневый сад – прекрасное творение природы и рук человеческих. О цветущем вишневом саде сказано в описании обстановки первого действия. О его красоте говорят уже в начале пьесы. Тут же Гаев

Фото Чехов А.П.

 Изменить 
Чехов А.П.

Чехов А.П. - Биография

    (1860 — 1904), прозаик, драматург
    Родился 17 января (29 н.с.) в Таганроге в купеческой семье, со строгими правилами воспитания. С детских лет Чехов помогал отцу в лавке.
    В 1868 поступил в гимназию. Когда вся семья Чеховых переехала в Москву, будущий писатель остался в Таганроге и зарабатывал на жизнь репетиторством, чтобы окончить учение. Окончив гимназию в 1879, уехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета, где слушал лекции знаменитых профессоров — Н. Склифосовского, Г. Захарьина и др. В 1884, получив звание уездного врача, Чехов начал заниматься врачебной практикой.
    Еще будучи гимназистом, он писал юморески, участвуя в гимназическом журнале. В студенческие годы, чтобы зарабатывать себе на жизнь, сотрудничал в журналах "Стрекоза", "Будильник", "Зритель" и др., подписываясь разными псевдонимами, но чаще всего Антоша Чехонте. С 1882 писал для петербургского журнала "Осколки", вел обозрение "Осколки московской жизни" (1883 — 85).
    В 1884 вышла первая книга рассказов Чехова — "Сказки Мельпомены", затем следуют "Пестрые рассказы" (1886), "В сумерках" (1887), "Хмурые люди" (1890). В эти годы писатель испытывает сильное влияние Л. Толстого, которое сказывается в рассказах "Именины", "Скучная история". Неудовлетворенность своим творчеством, своими знаниями, особенно знанием жизни, подвигает его на решение, удивившее современников, — ехать на остров Сахалин, остров царской каторги и ссылки. Это путешествие было подвигом писателя. Поездка через всю страну, пребывание на Сахалине, изучение жизни каторжан и ссыльных, проведенная Чеховым перепись населения Сахалина — все это оставило глубокий след в его творческом сознании. После возвращения он написал книгу "Остров Сахалин" (1893 — 94); отразились сахалинские впечатления и в рассказах "В ссылке" (1892), "Палата № б". Поездка значительно ухудшила состояние здоровья Чехова: обострился туберкулезный процесс. В конце 1880 он много работал для театра: пьесы "Иванов", "Леший", "Свадьба", водевили "Медведь", "Юбилей" и др. В 1892 Чехов купил имение Мелихово, где помогал местным крестьянам как врач, строил школы для крестьянских детей, выезжал в губернии, охваченные голодом, участвовал во всеобщей переписи населения. В Мелихово было написано много прекрасных произведений: "Попрыгунья", "Скрипка Ротшильда", "Учитель словесности", "Чайка", "Дядя Ваня" и др. В начале века Чехов создал такие замечательные пьесы, как "Три сестры" и "Вишневый сад". Все пьесы были поставлены на сцене МХАТа. В 1898 Чехов переехал в Ялту, где построил дом, в котором у него бывали Л. Толстой, М. Горький; Бунин, Куприн, художник И. Левитан. В 1901 Чехов женился на актрисе МХАТа О. Книппер. В последние годы писатель был занят подготовкой своего собрания сочинений, вышедшего двумя изданиями (1899 — 1902 и 1903) в издательстве А. Маркса. В 1904 в связи с резким ухудшением здоровья Чехов поехал для лечения в Германию, на курорт Баденвейлер. Здесь 2 июня (15 н.с.) он скончался.
 Изменить