Сочинения по литературе

Тема войны в творчестве В. Быкова. Внутренний мир героев

0
Свое сочинение мне хотелось бы посвятить творчеству В. Быкова. Творчество этого писателя сводится к одной ведущей теме — теме войны. Но, тем не менее, эта тема предстает в книгах в разных ракурсах. Писатель создает галерею образов, они во многом похожи друг на друга. Впрочем, это вполне оправдано. Ведь все персонажи В. Быкова не придуманы, а списаны с натуры. Быков ничего не прикрашивает, не искажает.
В. Быков ищет драматические моменты не только в трагических картинах боев и сражений. Он обращает много внимания на внутренний мир людей. Герои Быкова могут поступать странно, на первый взгляд. Но нельзя судить о них с точки зрения целесообразности или нецелесообразности поступков. Возможно, что поступки героев Быкова противоречат чувству самосохранения или общепринятой логики. Но именно поэтому нам так интересны все произведения Быкова.
Автор ставит своих героев в экстремальные условия. Подчас люди оказываются на пределе своих возможностей. В разных произведениях Быкова герои, безусловно, подвергаются разным жизненным испытаниям. Но общим является одно — автор словно испытавает человеческие характеры в самых неординарных условиях. Такие произведения, как «Журавлиный крик», «Фронтовая страница», «Третья ракета», «Альпийская баллада», «Дожить до рассвета», «Сотников», «Обелиск» и другие показывают нам, как проверяется душевная и физическая стойкость человека, обнаруживается истинное его лицо.
На войне человек ежечасно, ежеминутно рискует самым главным, что есть у него, то есть своей жизнью. Но, несмотря на нечеловеческое напряжение, постоянный риск, человек должен оставаться человеком. В. Быков создает психологически достоверные образы. Они находятся на грани смерти, но это не мешает им оставаться людьми.
Проза В. Быкова позволяет читателям лучше узнать человека, оказавшегося в экстремальных условиях, готового в любой момент распрощаться с жизнью. Писатель показывает внутреннее состояние своих героев в трудные моменты выбора.
Интересно, что Быков словно специально избегает батальных сцен. Подразумевается, что на войне их было достаточно. Зато так много внимания уделяется внутреннему миру рядового бойца. Читатель благодаря прозе Быкова получает возможность как бы воочию увидеть самые незначительные ситуации, которые подчас так много значат в раскрытии внутреннего мира героев. Нередко нам трудно оценить те или иные поступки главного героя однозначно.
Например, читая повесть «Сотников» мы не. можем дать точное определение одному из героев, ведь он является предателем. Сам Быков не позволяет читателю создать однозначные, четкие характеристики своих героев. Сюжет произведения достаточно прост. Сотников и Рыбак — это два партизана. Они должны были отправиться в деревне, чтобы принести овцу для пропитания остальных. Сотников и Рыбак практически не знакомы друг с другом, если не считать того, что уже успели сражаться вместе.
Сотников не совсем здоров. Но он все равно считает своей "обязанностью отправиться на выполнение задания. Пусть даже это задание не выглядит таким важным. Рыбак вполне подготовлен к выполнению любого задания. Нам кажется, что у него гораздо больше преимущества, чем у слабого и больного Сотникова. Однако именно Рыбак оказывается морально слабее. А Сотников до последнего момента верен своим идеалам чести: «Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть… Иначе зачем тогда жизнь? Слишком нелегко достается она человеку, чтобы беззаботно относиться к ее концу».
Рыбак совершает предательство только ради спасения своей жизни. Все остальные погибают. Мы видим, что сам по себе Рыбак не является законченным негодяем, ему свойственны положительные качества. Мы знаем, что он поделился с товарищем остатками пищи; также он отдает Сотникову полотенце (чтобы замотать горло).
Попав в плен, Рыбак желает протянуть время. Он намерен сообщить только то, что враги уже знают про партизан. Но простой парень не может с честью выстоять в сложном психологическом поединке с врагами. Поэтому, сам того не желая, Рыбак проговаривается. Это и послужило причиной того, что Рыбак переходит в качественно иное состояние. Теперь уже он сознает, что сможет сохранить свою жизнь исключительно ценой предательства своих товарищей. Ему нет дороги назад.
Рыбак даже становится палачом Сотникова. Парадоксально, что Сотников не считает возможным требовать от других верности своему долгу. Он как бы не осуждает Рыбака. Тот становится для Сотникова старшиной, которому просто чего-то не хватило. Во время казни Сотников не ищет сочувствия. В последние минуты ставший палачом Рыбак повинился: «Прости, брат». Сотников бросил ему в лицо: «Иди ты к черту!».
Рыбак совершает тяжкое преступление. Но особенность творчества Быкова такова, что он дает своим героям возможность нравственного возрождения, даже предателю Рыбаку. Ведь сам факт того, что он осознает свое преступление, дает ему возможность покаяния. Не случайно, за повесть «Сотников» В. Быкову был вручен специальный приз католической церкви. Это свидетельствует о том, что общество оценило гуманистический пафос произведения писателя.
Все произведения Быкова остаются актуальными и по сей день именно благодаря их особенностям, ведь писатель дает возможность лучше узнать внутренний мир человека, оказавшегося в нечеловеческих условиях. И пусть проходят года и десятилетия, пусть новое поколение практически не знает о сражениях Великой Отечественной войны. Но психологизм Быкова, с которым он показывает своих героев, всегда будет привлекать читателей современности.
 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Быков В.

Тема войны в современной литературе (по творчеству В. Быкова) | Сочинение по литературе
Люди теплые, живые Шли на дно, на дно, на дно... А. Твардовский Мне нравится, как пишет о войне Василь Быков. В его произведениях мало батальных сцен, эффектных

Тема Великой Отечественной войны в литературе | Сочинение по литературе
Тема Великой Отечественной войны стала на долгие годы одной из главных тем литературы XX века. Причин тому много. Это и осознание тех ничем невосполнимых потерь, которые принесла война, и острота

Верность долгу (по повести «Обелиск») | Сочинение по литературе
Тема войны — почти единственная в творчестве большого художника Василия Владимировича Быкова. Он совсем молодым ушел на фронт, провоевал всю войну, вернулся сложившимся человеком и талантливым

«Совесть, благородство и достоинство – вот оно, святое наше воинство» (по повести В. Быкова «Полюби меня, солдатик…») | Сочинение по литературе
Да, это мое поколенье, И знамени скромен наряд, Но риск, и любовь, и терпенье На наших погонах горят. Повесть «Полюби меня, солдатик…», опубликованная впервые в

«Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни…» (по повести В. Быкова "Карьер") | Сочинение по литературе
Повесть «Карьер» принадлежит перу известного писателя Василя Быкова. Тема Великой Отечественной войны, которая раскрыта в этом произведении, для автора не нова. Он обращался к ней в раннем

Нравственные образы повести Василя Быкова «Сотников» | Сочинение по литературе
Новый этап в творческом развитии В. Быкова открыла повесть “Сотников” — одно из самых глубоких произведений про войну не только самого писателя, но и во всей многонациональной советской литературе.

Проблема нравственного выбора в повести «Сотников» | Сочинение по литературе
“Война есть противное человеческому естеству состояние”, — писал Лев Толстой, и мы вынуждены согласиться с этим утверждением, ведь война приносит страх; кровь, слезы. Война также является и

«Я все-таки горд был за самую милую, за горькую землю, где я родился...» | Сочинение по литературе
Давно отгремели залпы Великой Отечественной войны. Но о ней продолжают вспоминать, рассказывать, писать. И вспоминают и рассказывают, естественно, по-разному: по-своему, часто о своем. Что же важно

Рецензия на повесть В. В. Быкова «Карьер» | Сочинение по литературе
В одном из журналов была опубликована повесть Быкова “Карьер”. И вновь о войне, о многострадальной земле Белоруссии, о трагических испытаниях, которые выдерживают или не выдерживают люди,

Нравственный выбор человека на войне | Сочинение по литературе
Война – это самое страшное наказание для человечества. Война приносит горе, беды, голод и смерть. Люди сами развязывают войны, сами страдают от них. Из-за многочисленных военных столкновений гибнут

Фото Быков В.

 Изменить 
Быков В.

Быков В. - Биография

    БЫКОВ, ВАСИЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (Василь Быков) (1924–2003), белорусский прозаик. Родился 19 июня 1924 в д.Череновщина Витебской обл. (Белоруссия) в крестьянской семье. По окончании сельской школы поступил в Витебское художественное училище. Учеба была прервана Великой Отечественной войной. В 1941 Быков ушел добровольцем на фронт, прошел всю войну и закончил ее в Австрии. По окончании войны еще 10 лет оставался кадровым офицером.
    Война оказала решающее влияние на формирование личности Быкова и стала центральной темой его творчества. Первые рассказы, написанные на белорусском языке на военную тему Смерть человека и Обозник, прозаик опубликовал в 1955. Действие повести Журавлиный крик (1961) также происходит на фронте. Известность Быкову принесла повесть Третья ракета (1962), переведенная на русский язык. После нее Быков сам переводит свои произведения на русский язык либо авторизует переводы. Некоторые произведения Быкова, наиболее очевидно разрушающие идеологические стереотипы, сначала издавались на русском языке и лишь после этого публиковались на белорусском.
    Критики отнесли произведения Быкова к так называемой «лейтенантской прозе», представленной в русской литературе творчеством Ю.Бондарева и К.Воробьева. Шквал официальной критики вызвала повесть Мертвым не больно (1966), в которой «мясорубка войны» была показана с присущим Быкову беспощадным реализмом.
    Излюбленным жанром Быкова стала повесть. В центре каждой из них оказывалась нравственная проблема, которую писатель «растворял» в напряженном военном эпизоде – как правило, не слишком протяженном во времени. Он не раз говорил и писал о том, что его интересуют те ситуации, которые дают возможность наиболее полного раскрытия характеров, позволяют сделать зримой человеческую сущность в момент ее наиболее яркого проявления. Чаще всего духовные взлеты героев заканчивались смертью. Так, герой повести Альпийская баллада (1964), русский военнопленный Иван, погибал, спасая итальянку Джулию, с которой судьба свела его на несколько дней, чтобы после ада концлагеря испытать короткое счастье любви. Альпийская баллада – одно из первых произведений советской литературы, в котором плен был показан не как вина, а как трагедия героя.
    Действие многих повестей Быкова связано с жизнью людей во время фашистской оккупации – в партизанских отрядах и белорусских деревнях. Центральной для этих произведений становилась тема предательства. Главный герой повести Сотников (1970) способен сохранить в себе человечность и верность долгу, в его спутнике Рыбаке страх смерти оказывается сильнее и он становился предателем. Сотникова казнили фашисты, Рыбак сохранял собственную жизнь ценой чужих жизней, и это обрекало его на вечную нравственную муку. На добровольную гибель шел и герой другой повести – Обелиск (1972): школьный учитель жертвовал собой, спасая своих учеников. Повествование ведется от лица одного из выживших подростков, и читателю предоставляется возможность самому делать выводы о мотивах поступков учителя.
    За повести Обелиск и Дожить до рассвета (1974) Быкову была присвоена Государственная премия СССР. Живя в Бресте и Минске, народный писатель Белоруссии Быков печатался в журнале «Новый мир» и в 1970–1980-е годы входил в руководящие органы Союза писателей СССР. Большинство критиков считает его творчество неотъемлемой частью русской литературы.
    Повесть Пойти и не вернуться (1978), действие которой происходит в 1942 в оккупированной Белоруссии, была инсценирована автором и с успехом шла в театрах Белоруссии и России.
    В годы перестройки Быков стал одним из первых писателей, показавших трагедию деревни в 1930-е годы, когда сталинское правление привело крестьян к фактическому состоянию крепостных и довело их до нищеты. Такова судьба главных героев повести Знак беды (1986), белорусских хуторян Петрока и Степаниды. Несмотря на все унижения, они отказываются служить фашистам, которые не считают их людьми. В повести воплощается важнейшая идея творчества Быкова: человеческое достоинство дороже, чем жизнь. В ней появляется и новая для писателя мысль – что страдания народа во время войны не случайны и, несмотря на ужас происходящего, даже закономерны. Петрок и Степанида жили на хуторе, отнятом у старого помещика. Оставшись без крова, помещик покончил с собой, и Степанида восприняла его самоубийство как знак грядущей беды. В финале повести Степанида сжигает себя, чтобы не попасть в руки полицаев, а спрятанная ею неразорвавшаяся бомба остается в земле как знак новой беды, ждущей своего часа. За повесть Знак беды Быков был удостоен Ленинской премии. Судьба простого крестьянина Хведора Ровбы, раздавленного тоталитарным режимом, стала темой повести Облава (1990). Военная тема остается центральной в творчестве Быкова. В повести Карьер (1986) речь идет о человеке, по невольной вине которого погибла женщина; в финале повести через неизбывность этой вины герой приходит к вере в Бога. Право человека решать, жить другим людям или умирать, является центральной темой повести В тумане (1987). В конце 1990-х годов Быков вынужден был уехать из Белоруссии в Европу – сначала в Финляндию, затем в Германию. В рассказе Пасхальное яичко (2000), написанном, по оценкам критиков, в лесковских традициях, действие происходит в послевоенной белорусской деревне. Таким образом, временные рамки быковского повествования расширяются. Однако важнейшие мысли и идеи – в частности, мысль о вине и наказании – остаются прежними. Грех председателя-коммуниста, в Пасху заставившего односельчан возить навоз, отдается в рассказе страшной Божьей карой невинным людям. В 2000 Быков был удостоен премии «Триумф». Умер 22 июня 2003 в Минске.
 Изменить