Сочинения по литературе

Тема города в лирике А. Блока.

0
    Поэзия начала ХХ века зародилась во время одного из самых сложных исторических периодов для нашей страны. События, происходившие в России, не могли не найти отражения в творениях поэтов той эпохи. Разрушение царского режима, стремление к новой, лучшей жизни, строительство новой России – эти и другие важные для того времени темы поднимали в своих стихах многие талантливые поэты. Одним из них был Александр Блок, который с помощью поэзии выражал собственные взгляды на происходящие события.
    В 1904-1908 годах Блок обратился к новой, ранее не затрагиваемой им, теме – изображению современного города. Лирический герой противостоит «страшному миру» города. Его отторжение жизни северной столицы наиболее ярко выражено в книге «Нечаянная радость» (1907), где стихи о тайнах земли объединены с произведениями на тему города. В этом сборнике показаны два состояния одной души, которая оказывалась то в душной клетке зданий, то в «зелёной ласкающей мгле» свободных пространств. Суета городской жизни и мудрость прозрений на «зелёной поляне» -- очень контрастны, но в то же время взаимосвязаны в человеческом сознании и представляют собой, так сказать, звенья внутреннего бытия.

    Впоследствии Блоком был подготовлен даже целый цикл стихов, который так и назывался – «Город». Поэт постоянно дополнял этот цикл. В результате «Город» вобрал в себя самые различные стихи. Тем не менее, лирический герой цикла остался неизменен, его душа потрясена ужасом жизни, одиночеством. Он мучительно отстранён от действительности. Соприкоснувшись с ней, с её кричащими противоречиями, поэт по-прежнему настойчиво ищет свет и правду.

    Лирический герой обладает «глазами без век»: они неутомимо смотрят на мир, они видят его пёструю внешность и скрытые за ними людские страдания. Именно такое впечатление производят страшные картины города в стихотворениях «Последний день», «Обман», «В кабаках, в переулках, в извивах…», «Улица, улица…», «Иду – всё мимолётно…».

    Изображение происходящего здесь неотделимо от переживаний: «оплывший огарок маячил в оплывших глазах», «тени беззвучно спешащих тело продать». Обычный день продажной женщины заканчивается апокалипсической сценой конца мира: в небе -- «в разверстой лазури тонкая рука распластала тонкий крест». В женщине на мгновение улавливается оборотень. Таков результат наблюдений лирического героя.

    Перед нами – «город торговли», куда «небеса не сойдут»; город «мёртвого лика». Но на мгновение грязные дома и улицы освещены небесными светилами и рождают «заманчивый обман». В лирический пейзаж «брошен» закат, «кровью солнца» облиты площади. Либо, наоборот, «всё успокоено» «тихой и торжественной» ночью. Лучи небесные только подчёркивают уродства, высвечивают их. Поётся гимн «дерзкому солнцу, пробивающему путь», «золотой игле», поражающей мглу.

    Сложным был взгляд поэта на историю города, конкретнее, Санкт-Петербурга («Пётр», «Поединок»). Монарх, заложивший северную столицу на Неве, воспринимался и как сила, победившая «копытом сжатого» Змея (внешних врагов), и как вдохновитель страшной городской действительности. Петербург – детище «весёлого царя», очаг разврата: манящих женских зовов, мужского «лова» наслаждений – всего, что проступает в дыму «зловонного кадила», в «ризе городской гари».

    Порочная атмосфера передана средствами стремительной смены одного плана другим. От раскрытия образов плотоядной толпы к сущности петербургской жизни, от монументальной фигуры Медного всадника к двойственной роли Петра I.

    В стихотворении «Ночное дыхание свободы» нарисован образ тягостного сомнения. Оно ещё определённее высказано в стихотворении «Вися над городом всемирным…». Но и темная стихия страшит, так как она не созвучна с красотой возрождения природы:

    И если лик свободы явлен,

    То прежде явлен лик Змеи,

    И ни один сустав не сдавлен

    Сверкнувших колец чешуи.

    В сборнике «Город» много стихов, рождённых заботой о будущем. Именно поэтому с темой города тесно связана тема революции. Мир меняется под действием происходящих событий, и они неминуемо отражаются как на внешнем облике города, так и во внутренних механизмах, им управляющих. В этих стихах звучит неприятие обыденщины, «довольных малым». С особой силой это сделано в стихотворениях: «Я вам поведал неземное…», «Незнакомка», «Там дамы щеголяют модами».

    В первом разрыв между лирическим героем и его бездуховным окружением венчается гневными словами:

    Я вижу: ваши девы слепы,

    У юношей безогнен взор.

    Назад! Во мглу! В глухие склепы!

    Вам нужен бич, а не топор.

    В стихотворении «Незнакомка» повествование о ресторанной встрече превращается в рассказ о человеке, разочарованном в окружающей его жизни, о его стремлении освободиться от неё.

    Блоку был близок Брюсов отношением к городской культуре, её противоречиям, чувством близящегося крушения мира насилия. Но неприятие городской культуры, быта «страшного мира» опиралось у Блока на отвлечённые, подчас мистически окрашенные образы. В своих стихах поэт нарисовал не просто город, он сделал город-символ, город как живое существо, перемалывающее людские души и выбрасывающее их в темноту обыденщины.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Блок А.А.

Анализ стихотворения А.Блока «В ресторане». | Сочинение по литературе
Стихотворения Блока «В ресторане» было написано в 1910 году. Оно вошло в цикл стихов «Страшный мир». Это уже более позднее творчество поэта, где практически нет места восторженным чувствам. В

Образ России | Сочинение по литературе
Русь моя, жизнь моя... А. Блок Александр Александрович Блок жил и творил на рубеже двух столетий — девятнадцатого и двадцатого. Он был последним великим поэтом старой,

Смысл образа Христа в поэме А. Блока «Двенадцать». | Сочинение по литературе
Поэма о революции была написана Блоком через 2 месяца после того, как в Петрограде произошло революционное восстание. Поэт уловил «ветер», «страшный шум» времени, переломный характер эпохи.

Тема Родины в произведениях А. А. Блока и В. В. Маяковского | Сочинение по литературе
Александр Блок и Владимир Маяковский — два великих русских поэта. Сравнивать их творчество нелегко, так как в идейном и стилевом отношении они очень сильно отличаются друг от друга Если Блок

В чём смысл включения стихотворения А.Блока «На железной дороге» в цикл «Родина» | Сочинение по литературе
Все лирическое творчество Блока было поделено самим поэтом на три тома. Художник считал все свои стихотворение единым произведением, которое назвал «поэмой вочеловечения». Стихотворение «На

Только влюбленный имеет право на звание человека (тема любви в поэзии Серебряного века) | Сочинение по литературе
О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая – Ты. А.Блок Любовная тема всегда

Анализ стихотворения А.А. Блока «Незнакомка» | Сочинение по литературе
В первой книге Блока «Стихи о Прекрасной Даме», изданной в 1904 году, дается романтическая трактовка любви, как чувства, непостижимым образом помогающего соединить мир реальный и мир идеальный.

"Без конца и без краю мечта!" (По лирике А.А.Блока.) | Сочинение по литературе
"Блока я считаю не только величайшим поэтом первой четверти двадцатого века, но и человеком-эпохой, т.е. самым характерным представителем своего времени..." — писала Анна Ахматова.

Творчество А.А. Блока | Сочинение по литературе
Ожидаемое символистами преображение реальности, как показал опыт 1905 года, обернулось победой «страшного мира». Блок находится в предощущений новых исторических катастроф и испытаний. «Но

Мотивы и образы первого тома лирики Блока | Сочинение по литературе
Главным циклом стали «стихи о прекрасной даме» (1901-1902 гг.). Это самая символистская книга Блока. Он писал: «Стихи о прекрасной даме – ранняя утренняя заря, те сны и туманы, с которыми борется

Фото Блок А.А.

 Изменить 
Блок А.А.

Блок А.А. - Биография

 Изменить 
new-lyrics

Случайные