Сочинения по литературе

Пересказ романа Германа Гессе «Степной волк»

1
Напряженные идейно-эстетические искания движут героями Германа Гессе. Человек для Гессе — одновременно и индивидуальность, и точка скрещения мировых явлений. «Каждый человек — это не только он сам, — пишет Гессе, — он также неповторимая, совершенно особенная, во всяком случае важная и примечательная точка, где мировые явления скрещиваются именно так лишь однажды и никогда более». Болезни века Гессе изображает как болезни души, противоречия эпохи — как спор человека с самим собой. Герой его романа «Степной волк» писатель Гарри Галлер — странник, мятежная душа. Сюжет романа составляет духовное восхождение героя через внутренний хаос, противоречия, бури к совершенству и гармонии.
Остро ощущая внутреннюю порочность и кризисное состояние окружающей его буржуазной действительности, но оставаясь человеком, далеким от освободительного движения, Гессе искал опору во внутреннем мире личности. Бескомпромиссный противник войны и империализма, он надеялся, что са мосовершенствование личности приведет к обновлению общества. Очевидна иллюзорность таких надежд,, но очевидна так же гуманистическая направленность творчества писателя. Как и герой Т. Манна, герой Гессе, осмысляющий, оценивающий социально-исторические обстоятельства, мало зависит от них духовно. Это сближает его и с героями романтической литературы. Но мысль Гарри Галлера (как и Ганса Касторпа) обращена не к заоблачной дали, а к противоречиям современности. Роман о «маленьком человеке», утвердившийся в немецкой литературе конца 20-х — начала 30-х. гг., тоже по-своему связан с романтическими традициями и по-своему их обновляет.

Действительность в нем оценивается с позиций героя, теснимого всем внешним миром. В таком романе заметно влияние русской литературы с присущей ей любовью к «маленькому человеку» и острой тревогой за него — «Шинели» Гоголя, романов Достоевского.

Термин маленький человек в социальном его значении широк и расплывчат. Родовые черты «маленького человека» — социальная униженность, бесправие, отчужденность от общественной жизни. Он верит в честность, человечность, любовь и, стремясь сохранить их от разрушения, пытается укрыться в своем маленьком мирке — в семье, в кругу друзей. Политическая неразвитость «маленького человека» позволяет легко сделать его добычей реакционной демагогии, превратить в винтик фашистского механизма. Но он может также подняться до осмысления противоречий действительности, до гражданской активности, и тогда он перестает быть маленьким.

Немецкая литература издавна проявляла интерес к «маленькому человеку». Он рисовался как обыватель, мещанин, филистер, вызывая иронию Гёте, сатиру Гофмана,, сарказм Гейне. И он. же изображался как труженик с чистой, наивной душой — и Гофманом, и Гейне, и Келлером, и Раабе. Еще в. 80—90-х гг. В конце прошлого столетия появились произведения, отражающие беспощадный трагизм судьбы «маленького человека», жестоко подавляемого в империалистической Германии («Мастер Тим-ис» М. Крейцера, «Крестьянин» В. Поленца). На рубеже 20— 30-х гг. XX в., в период напряженной борьбы коммунистической партии Германии с наступающими силами фашистской реакции за влияние в массах, проблема «маленького человека» приобрела чрезвычайную остроту. Ведь оттого, за кем пойдут «маленькие люди», в значительной мере зависела судьба страны. И то, что этот слой чуть ли не в большей части оказался в сетях лживой нацистской пропаганды, было отнюдь не последним из факторов, способствовавших захвату власти фашистами в 1933 г.

Судьбе «маленького человека» целиком посвятил свое творчество Ганс Фаллада (настоящее имя — Рудольф Дитцен; 1893—1947). На страницах его произведений встает Германия 1914—1945 гг., т. е. поры первой мировой войны, Веймарской республики и господства гитлеризма — времени драматического и жестокого, отчетливо показавшего и идеологическую неустойчивость, и нравственные возможности «маленького человека».

Фаллада писал об обыденном, каждодневном, житейском, создавал зримые, густо написанные картины нелегкой жизни обыкновенных людей, рассказывал о скромных радостях, даримых отзывчивостью и сердечной теплотой, но также о бедах и слабостях «маленького человека», о его уступках господствующему режиму. Писатель искал в душе «маленького человека» начала, способные противостоять развращающему воздействию атмосферы буржуазного мира.



 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Гессе Г.

Йозеф Кнехт - характеристика литературного героя | Сочинение по литературе
ЙОЗЕФ КНЕХТ (нем. Joseph Knecht, от нем. der Knecht — слуга) — герой романа Г.Гессе «Игра в бисер» (1943). По замыслу автора, Й.К. живет в далеком будущем, когда давно позади остался XX век с его

Пересказ романа Германа Гессе «Степной волк» | Сочинение по литературе
Напряженные идейно-эстетические искания движут героями Германа Гессе. Человек для Гессе — одновременно и индивидуальность, и точка скрещения мировых явлений. «Каждый человек — это не только он сам, —

"Биография души" Германа Гессе | Сочинение по литературе
Герман Гессе, нобелевский лауреат 1946 года, - один из самых читаемых авторов XX века. Все свое творчество он называл «затянувшейся попыткой рассказать историю своего духовного развития», «биографией

Проблема смысла жизни в творчестве Гёссе | Сочинение по литературе
Творческий облик Германа Гессе (1877—1962) во многом близок Томасу Манну. Сами писатели отдавали себе отчет в этой близости, проявившейся и в органичной для каждого опоре на немецкую классику, и в

Фото Гессе Г.

 Изменить 
Гессе Г.

Гессе Г. - Биография

Годы жизни: с 02.07.1877 по 09.08.1962

Немецкий романист, поэт, критик, публицист, художник. Лауреат Нобелевской премии по литературе. Считается одним из крупнейших писателей XX в. Творчество Гессе стало своеобразным «мостом между романтизмом и экзистенциализмом».

Герман Гессе родился в семье миссионеров и издателей богословской литературы в г. Кальв, в Вюртемберге. Мать писателя была филологом и миссионером, многие годы прожила в Индии. Оотец писателя, в свое время также занимался в Индии миссионерской деятельностью.

В 1880 г. семья переехала в Базель, где отец Гессе преподавал в миссионерской школе до 1886 г., когда Гессы снова возвратились в Кальв. Хотя Гессе с детства мечтал стать поэтом, его родители надеялись, что он последует семейной традиции, и готовили его к карьере теолога. В 1890 г. он поступает в Латинскую школу в Гёппингене, а на следующий год, блестяще сдав экзамен, переходит в протестантскую семинарию в Маульбронне. 7 марта 1892 г. Гессе без всяких видимых причин бежит из Маульброннской семинарии. После проведенной в открытом поле очень холодной ночи беглеца подбирает жандарм, водворяет его назад в семинарию, где в качестве наказания подростка сажают на восемь часов в карцер. После этого пребывание в семинарии для Гессе становится невыносимым и в итоге отец забирает его из заведения. Родители пытались определить Гессе еще в ряд учебных заведений, однако из этого ничего не вышло и в итоге Гессе начал самостоятельную жизнь.

Некоторое время юноша работал подмастерьем в механической мастерской, а в 1895 г. устроился работать учеником книготорговца, а затем помощником продавца книг в Тюбингене. Здесь у него появилась возможность много читать (особенно юноша увлекался Гёте и немецкими романтиками) и продолжить свое самообразование. В 1899 г. Гессе опубликовал свои первые книги: томик стихов «Романтические песни» и сборник коротких рассказов и стихотворений в прозе «Час после полуночи». В том же году он начал работать продавцом книг в Базеле.

Первый роман Гессе «Посмертные сочинения и стихи Германа Лаушера появился в 1901 г., однако литературный успех пришел к писателю только через три года, когда вышел его второй роман «Петер Каменцинд». После этого Гессе оставил работу, уехал в деревню и стал жить исключительно на доходы от своих произведений. В 1904 г. он женился на Марии Бернуйи; у супругов было трое детей.

В эти годы Гессе пишет много очерков и эссе в различные периодические издания и до 1912 г. работает соредактором журнала «Март». В 1911 г. Гессе совершает путешествие в Индию, по возвращении откуда выпускает сборник рассказов, очерков и стихотворений «Из Индии».

В 1912 г. Гессе и его семья окончательно поселяются в Швейцарии, однако писатель не находит покоя: его жена страдает душевным заболеванием, а в мире начинается война. Будучи пацифистом, Гессе выступал против агрессивного германского национализма, что привело к падению популярности писателя в Германии и личным оскорблениям в его адрес. В 1916 г. из-за тягот военных лет, постоянных болезней сына Мартина и душевнобольной жены, а также из-за смерти отца у писателя произошел тяжелый нервный срыв, от которого он лечился методом психоанализа у ученика Карла Юнга. Полученный опыт оказал огромное влияние не только на жизнь, но и на творчество писателя.

В 1919 г. Гессе покидает семью и переезжает в Монтаньолу, на юг Швейцарии. Жена писателя уже находится к этому времени в психиатрической лечебнице, детей отдают кого в интернат, а кого оставляют у знакомых. 42-х летний писатель как будто начинает жизнь заново, что подчсеркивается использованием псевдонима для вышедшего в 1919 г. романа «Демиан». В 1924 г. Гессе женится на Руфи Венгер, однако этот брак продлился всего три года. В 1931 г. Гессе женится в третий раз (на Нинон Долбин) и в том же году начинает работу над своим наиболее известным романом: «Игра в бисер», который был опубликован в 1943 г. Кроме литературного труда, Гессе увлекается живописью (с 20-х г.) и много рисует.

В 1939-1945 г. произведения Гессе внесены в Германии в список нежелательных книг. Отдельные произведения даже подпадают под запрет публикации, выход в свет романа "Игра в бисер" запрещен в 1942 г. Министерством пропаганды.

В 1946 г. Гессе была присуждена Нобелевская премия по литературе «за вдохновенное творчество, в котором все с большей очевидностью проявляются классические идеалы гуманизма, а также за блестящий стиль».

После получения Нобелевской премии Гессе не написал больше ни одного крупного произведения. Продолжали появляться его эссе, письма, новые переводы романов. Последние годы писатель безвыездно прожил в Швейцарии, где и умер в 1962 г. в возрасте 85 лет, во сне, от кровоизлияния в мозг.

Интересные факты из жизни

В попытках «обуздать» своего сына родители Гессе помещали его даже в лечебно-исправительное заведение для эпилептиков и слабоумных.

Гессе был очень дружен с Р. Ролланом, с которым сблизился благодаря антивоенным выступлениям.

Гессе так писал о Ф. М. Достоевском: «Достоевского надо читать, когда мы глубоко несчастны, когда мы исстрадались до предела наших возможностей и воспринимаем жизнь, как одну-единственную пылающую огнем рану, когда мы переполнены чувством безысходного отчаяния. И только когда мы в смиренном уединении смотрим на жизнь из нашей юдоли, когда мы не в состоянии ни понять, ни принять ее дикой, величавой жестокости, нам становится доступна музыка этого страшного и прекрасного писателя».

Гессе вел обширнейшую переписку. По некоторым данных за свою жизнь он ответил более чем на 35 000 писем.

Судьба произведений Гессе оказалась очень непростой. После успеха первых романов, его популярность во время Первой мировой войны стремительно упала и столь же стремительно возродилась после выхода «Демиана». Однако в 30-х годах, с приходом к власти нацистов, о Гессе начинают забывать и его «Игра в бисер» осталась почти незамеченной читательской аудиторией в момент выхода в свет. После присуждения Нобелевской премии последовал новый всплеск популярности, а уже в 50-х годах о Гессе опять забыли. Все это время писатель был малоизвестен за пределами Германии, в год его смерти «Нью-Йорк таймс» отмечала, что романы Гессе для американского читателя «в целом недоступны». И всего через несколько лет Гессе стал самым читаемым европейским писателем в США – настолько его произведения оказались созвучны мировоззрению молодого поколения.

Награды писателя

Нобелевская премия по литературе (1946)
Почетный доктор Бернского университета (1947)
Премия имени Вильгельма Раабе (1950)
Премия мира Биржевого объединения германской книжной торговли (1955)

Библиография

Основные прозаические произведения
Посмертные сочинения и стихи Германа Лаушера (1901) роман
Петер Каменцинд (1904) роман
Под колесом (1906) повесть
Гертруда (1910) роман
Росхальде (1912—1913) роман
Кнульп (1915) повесть
Демиан (1919) роман
Клейн и Вагнер (1919) повесть
Последнее лето Клингзора (1919—1920) повесть
Сиддхартха (1922) роман
Курортник (1925) повесть
Степной волк (1927) роман
Нарцисс и Гольдмунд (1930) роман
Паломничество в Страну Востока (1932) повесть
Игра в бисер (1943) роман

Сборники
Романтические песни (1899) стихотворения
Час после полуночи (1899) рассказы, стихи
Окольные пути (1912) рассказы
Из Индии (1913) рассказы, очерки, стихи
Утешение ночи (1929) стихотворения
 Изменить