Сочинения по литературе

Сочинение по роману «Пятнадцатилетний капитан»

0
В «Пятнадцатилетнем капитане» Жюль Верн воскрешает страшные картины колониального разбоя английских и португальских завоевателей Африки, физического истребления негритянских племен белыми «цивилизаторами», несущими за собой в завоеванные области смерть и рабство. Самые яркие страницы этого романа посвящены обличению работорговли. Негодование Жюля Верна беспредельно. Он достигает публицистического пафоса,
«Работорговля! Все знают, что значит это страшное слово, которому не должно быть места в человеческом языке». «Неужели работорговля в Африке прекратится лишь тогда, когда будет уничтожена вся черная раса? Неужто африканским неграм уготована та же судьба, какая постигла австралийских туземцев?

Но рынки испанских и португальских колоний закроются когда-нибудь, их больше не будет, — цивилизованные народы не могут больше допускать работорговлю!»

Зловещие фигуры жестоких негодяев-работорговцев— португальцев Негоро и Коимбри, американца Гэрриса, араба Нбн-Хамиса, вероломного негра Аль-веца — отнюдь не являются плодом авторской фантазии. Известно, например, что работорговец Альвец существовал в действительности. Сведения об эгом изверге, который продавал в рабство своих же соплеменли-ков, Жюль Верн почерпнул, как он сам указывает, из книги английского путешественника Камерона «Через Африку». Несмотря на официальное запрещение работорговли. ее продолжали вести при попустительстве, а иногда и прямом содействии колониальной администрации. «Позорная торговля людьми, — пишет автор, — долгое время с большой выгодой производилась европейскими странами, владевшими колониями за океаном. Прошло уже много лет после запрещения работорговли. Однако она все еще ведется и притом в крупных размерах, — главным образом в Центральной Африке».

«Пятнадцатилетний капитан» появился в 1878 году, в период ожесточенного соперничества и борьбы европейских держав за господство в Африке. Насколько актуальны были эти описания опустошительных колониальных войн, можно судить уже по тому факту, что через несколько лет после опубликования «Пятнадцатилетнего капитана» раздел Африки был окончательно завершен и коренное население оказалось порабощенным на всей территории огромного материка.

Прошло свыше двадцати лет, и Жюлъ Верн проложил еще один маршрут в дебри экваториальной Африки («Деревня в воздухе»). Политическая карта «Черного материка» напоминала лоскутное одеяло, на котором резко выделялись даже не лоскуты, а большие клинья двух цветов: французские и английские владения. В это же время вышел на мировую арену и начал требовать своей доли американский капитализм. Не довольствуясь захваченными островами в бассейне Тихого океана,8 американские финансисты и генералы старались распространить сферу действий и на другие части света.

«Не сегодня-завтра федеральное правительство пожелает получить свою долю африканского пирога, — говорит один- из героев «Деревни в воздухе». — Есть Конго французское, затем бельгийское, немецкое, не говоря уже о независимом Конго, которое, впрочем, только того и ждет, как бы расстаться со своей независимостью! .. Нет, как хотите, а Штаты могли бы выкроить себе здесь прекрасную колонию!»

Решительно выступая против расового гнета и работорговли, Жюль Верн неоднократно затрагивает и вопрос о положении негров в Америке. Один из эпизодов гражданской войны в США, закончившейся победой северных штатов и отменой рабства негров, послужил темой для упоминавшегося уже романа «Север против Юга».

Но писатель хорошо знал, что юридическая отмена рабства не принесла неграм действительного освобождения. В романе «Школа Робинзонов» (1882) он сообщает, каким жестоким притеснениям подвергались в США и после гражданской войны не только негры, но и другие национальные меньшинства, особенно китайцы, почти задаром продававшие свой труд предпринимателям.

«Вопреки американской конституции и пышным лозунгам свободы, — пишет Жюль Верн, — китайцев подчинили особым законам, относящимся к их иммиграции; эти законы не давали им права делаться гражданами страны из опасения, чтобы они не получили голоса в конгрессе. Вообще же к ним относились очень дурно, как к индейцам и неграм, и называли их не иначе как зачумленными».

Американские предприниматели эксплуатировали иммигрантское население Китая. Английская буржуазия подрывала экономику Китая и закабаляла его изнутри. Одним из главных орудии колониальной политики в странах Азии был опиум. Этот ядовитый наркотик приносил англичанам баснословные барыши. С горьким сарказмом Жюль Верн рассказывает, как лицемерные «благодетели» использовали пагубное зелье для укрепления своих позиций в Китае («Вокруг света в восемьдесят дней», «Треволнения одного китайца в Китае»),

Жюль Верн высмеивает при каждом удобном случае великодержавный гонор британских милитаристов, но, пожалуй, нигде это не сделано так остроумно и язвительно, как в фантастическом романе «Гектор Серва-дак», где упрямые британские офицеры, не пожелавшие присоединиться к разноплеменной трудовой колонии Гектора Сервадака, навсегда уносятся в мировое пространство на отделившемся куске сфероида.

Порабощение «цветных» народов «белыми» колонизаторами— такова важнейшая социальная тема «Необыкновенных путешествий»-. Эта тема звучит во многих романах Жюля Верна на всем протяжении его творчества, непрерывно обогащаясь новыми потрясающими фактами.

Соединенные Штаты Америки с их богатейшими природными ресурсами и трудолюбивым энергичным народом’представлялись Жюлю Верну страной неограниченных возможностей и больших перспектив. Писатель всегда восхищался промышленной инициативой и упорством американцев, их успехами в области индустриализации, научно-техническим прогрессом молодой республики.

Американцами являются положительные герои таких романов, как «С Земли на Луну», «Таинственный остров», «Пятнадцатилетний капитан», «Миссис Брэникен» и другие. Большинство положительных героев-американцев— участники аболиционистского движения и войны против рабства негров.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Верн Ж.

Хотел бы я, чтобы моим другом стал Дик Сэнд | Сочинение по литературе
Романы Ж. Верна принадлежат к произведениям, которые принято называть приключенческими. В таких произведениях много неожиданных событий, внезапных поворотов в сюжете, движущей силой которого

Храбрость и благородство юного капитана (по роману Ж. Верна "Пятнадцатилетний капитан") | Сочинение по литературе
Одним из лучших произведений знаменитого французского писателя Жюля Верна стал приключенческий роман «Пятнадцатилетний капитан», который приковывает внимание читателей благодаря увлекательному,

Мировоззрения писателя Жюля Верна | Сочинение по литературе
В посмертно изданном философском романе «Потерпевшие крушение на «Джонатане» особенно отчетливо раскрываются все стороны мировоззрения писателя. Здесь повествуется о том, как на одном из островов в

Сюжет романа Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан» | Сочинение по литературе
29 января 1873 г. шхуна-бриг «Пилигрим», оснащенная для китобойного промысла, выходит в плавание из порта Оклеанда, Новой Зеландии. На борту находятся отважный и опытный капитан Гуль, пять бывалых

Поздние романы Жюля Верна | Сочинение по литературе
В любой биографии Жюля Верна можно встретить целые главы, посвященные опровержению легенд о личности писателя. Но одновременно создавались другие легенды, которые решительно противоречат объективным

Что умеет и что имеет «Наутилус» | Сочинение по литературе
Он может пройти под водой, не показываясь на поверхности, около 4000 километров со скоростью до 50 миль в час. Он способен погружаться на самую большую глубину, не рискуя быть раздавленным огромной

«Наутилус» капитана Немо явление не только литературного порядка | Сочинение по литературе
Он занимает определенное место в истории подводной навигации, поскольку Жюль Верн сумел правильно наметить пути ее дальнейшего развития и стимулировал работу изобретательской мысли.. Благодарны были

Историко-географический обзор романов Жюля Верна | Сочинение по литературе
Следует отметить, что этот роман, изданный впервые в 1904 году, был с интересом встречен в России. В одном из ученых изданий Юрьевского (ныне Тартуского) университета была напечатана большая статья с

Необыкновенные путешествия Жюля Верна | Сочинение по литературе
Наиболее обстоятельно Жюль Берн разработал в «Необыкновенных путешествиях» пять научно-фантастических тем: 1) освоение Арктики и завоевание обоих полюсов; 2) подводная навигация; 3) авиация и

Литературное новаторство Жюля Верна | Сочинение по литературе
Новому типу романа соответствовал и новый герой: неутомимый исследователь, инженер, изобретатель, ученый. Его стремления определяются не узко эгоистическими расчетами, как у большинства героев

Фото Верн Ж.

 Изменить 
Верн Ж.

Верн Ж. - Биография

    Французский писатель-гуманист, один из основоположников жанра научной фантастики. Жюль Верн родился 8 февраля 1828 в богатом портовом городе Нант (Франция), в семье адвоката. В 20 лет был отправлен родителями в парижский колледж с целью получения юридического образования. Литературную деятельность начал в 1849, написав несколько пьес (водевили и комические оперы). "Моим первым произведением была небольшая комедия в стихах, написанная при участии Александра Дюма-сына, который был и оставался одним из лучших моих друзей до самой его смерти. Она была названа "Сломанные соломинки" и ставилась на сцене Исторического театра, владельцем которого был Дюма-отец. Пьеса имела некоторый успех и по совету Дюма-старшего я отдал ее в печать. "Не беспокойтесь, - ободрял он меня. - Даю вам полную гарантию, что найдется хотя бы один покупатель. Этим покупателем буду я!" [...] Вскоре мне стало ясно, что драматические произведения не дадут мне ни славы, ни средств к жизни. В те годы я ютился в мансарде и был очень беден." (из интервью Жюля Верна журналистам) Работая секретарем в "Театре Лирик", Жюль Верн одновременно подрабатывал в одном из популярных журналов, составляя заметки на исторические и научно-популярные темы. Работа над первым романом, "Пять недель на воздушном шаре", была начата осенью 1862, а в конце года роман был уже напечатан известным парижским издателем Пьером-Жюлем Этцелем, сотрудничество с которым продолжалось около 25 лет. По договору, заключенному с Этцелем, Жюль Верн должен был ежегодно отдавать издателю по два новых романа или один двухтомный (Пьер Жюль Этцель умер в 1886 и договор был продлен с его сыном). Вскоре роман был переведен почти на все европейские языки и принес автору известность. Наибольший финансовый успех выпал на долю романа "Вокруг света в 80 дней", напечатанного в 1872.

    Жюль Верн был страстным путешественником: на своей яхте "Сен-Мишель" он дважды обошел Средиземное море, посетил Италию, Англию, Шотландию, Ирландию, Данию, Голландию, Скандинавию, заходил в африканские воды. В 1867 Жюль Верн побывал в Северной Америке: "Одна французская компания приобрела океанский пароход "Грейт-истерн", чтобы перевозить американцев на Парижскую выставку... Мы посетили с братом Нью-Йорк и несколько других городов, видели Ниагару зимой, во льду... На меня произвело неизгладимое впечатление торжественное спокойствие гигантского водопада." (из интервью Жюля Верна журналистам)

    То, что предсказания научных открытий и изобретений, содержащиеся в романах Жюля Верна, постепенно сбываются, писатель-фантаст объяснял так: "Это простые совпадения, и объясняются они очень просто. Когда я говорю о каком-нибудь научном феномене, то предварительно исследую все доступные мне источники и делаю выводы, опираясь на множество фактов. Что же касается точности описаний, то в этом отношении я обязан всевозможным выпискам из книг, газет, журналов, различных рефератов и отчетов, которые у меня заготовлены впрок и исподволь пополняются. Все эти заметки тщательно классифицируются и служат материалом для моих повестей и романов. Ни одна моя книга не написана без помощи этой картотеки. Я внимательно просматриваю двадцать с лишним газет, прилежно прочитываю все доступные мне научные сообщения, и, поверьте, меня всегда охватывает чувство восторга, когда я узнаю о каком-нибудь новом открытии..." (из интервью Жюля Верна журналистам) Один из шкафов в обширной библиотеке Жюля Верна был заполнен множеством дубовых ящичков. В определенном порядке в них были разложены бесчисленные выписки, заметки, вырезки из газет и журналов, наклеенные на карточки одинакового формата. Карточки подбирались по темам и вкладывались в бумажные обертки. Получались несшитые тетрадки разной толщины. Всего, по словам Жюля Верна, у него накопилось около двадцати тысяч таких тетрадок, содержащих интересные сведения по всем отраслям знаний. Многим читателям казалось, что романы пишутся Жюлем Верном удивительно легко. В одном из интервью писатель так прокомментировал подобные заявления: "Мне ничего легко не дается. Почему-то многие думают, что мои произведения - чистейшая импровизация. Какой вздор! Я не могу приступить к работе, если не знаю начала, середины и конца своего будущего романа. До сих пор я был достаточно счастлив в том смысле, что для каждого произведения у меня в голове была не одна, а по меньшей мере полдюжины готовых схем. Большое значение я придаю развязке. Если читатель сможет угадать, чем все кончится, то такую книгу не стоило бы и писать. Чтобы роман понравился, нужно изобрести совершенно необычную и вместе с тем оптимистическую развязку. И когда в голове сложится костяк сюжета, когда из нескольких возможных вариантов будет выбран наилучший, тогда только начинается следующий этап работы - за письменным столом. [...] Начинаю я обыкновенно с того, что выбираю из картотеки все выписки, относящиеся к данной теме; сортирую их, изучаю и обрабатываю применительно к будущему роману. Затем я делаю предварительные наброски и составляю план по главам. Вслед за тем пишу карандашом черновик, оставляя широкие поля - полстраницы - для поправок и дополнений. Но это еще не роман, а только каркас романа. В таком виде рукопись поступает в типографию. В первой корректуре я исправляю почти каждое предложение и нередко пишу заново целые главы. Окончательный текст получается после пятой, седьмой или, случается, девятой корректуры. Яснее всего я вижу недостатки своего сочинения не в рукописи, а в печатных оттисках. К счастью, мой издатель хорошо это понимает и не ставит передо мной никаких ограничений... Но почему-то принято считать, что, если писатель много пишет, значит ему все легко дается. Ничего подобного!.. [...] Благодаря привычке к ежедневной работе за столом с пяти утра до полудня мне удается уже много лет подряд писать по две книги в год. Правда, такой распорядок жизни потребовал некоторых жертв. Чтобы ничто не отвлекало от дела, я переселился из шумного Парижа в спокойный, тихий Амьен и живу здесь уже много лет - с 1871 года. Вы спросите, почему я выбрал Амьен? Этот город мне особенно дорог тем, что здесь родилась моя жена и здесь мы с ней когда-то познакомились. И званием муниципального советника Амьена я горжусь нисколько не меньше, чем литературной известностью." (из интервью Жюля Верна журналистам)

    "Я стараюсь учитывать запросы и возможности юных читателей, для которых написаны все мои книги. Работая над своими романами, я всегда думаю о том - пусть иногда это идет даже в ущерб искусству, - чтобы из-под моего пера не вышло ни одной страницы, ни одной фразы, которую не могли бы прочесть и понять дети. [...] Моя жизнь была полным-полна действительными и воображаемыми событиями. Я видел много замечательных вещей, но еще более удивительные создавались моей фантазией. Если бы вы только знали, как я сожалею о том, что мне так рано приходится завершить свой земной путь и проститься с жизнью на пороге эпохи, которая сулит столько чудес!.." (из интервью Жюля Верна корреспонденту "Новой Венской газеты"; 1902 год)

    В 1903, в одном из писем, Жюль Верн писал: "Я вижу все хуже и хуже, моя дорогая сестра. Операции катаракты еще не было... Кроме того, я оглох на одно ухо. Итак, я в состоянии теперь слышать только половину глупостей и злопыхательств, которые ходят по свету, и это меня немало утешает!" Умер Жюль Верн в 8 часов утра 24 марта 1905 в городке Амьен (Франция). Похоронен около своего дома в Амьене. Через два года после смерти Жюля Верна на его могиле был поставлен памятник, изображавший писателя-фантаста восстающим из праха, с рукой, протянутой к звездам. До конца 1910 года каждое полугодие, как это делалось на протяжении сорока двух лет, Жюль Верн продолжал дарить читателям новый том "Необыкновенных путешествий".

    Жюль Верн - автор около ста книг, среди которых стихи, пьесы, рассказы, около 70 повестей и романов: "Пять недель на воздушном шаре" (1862; роман; первый перевод на русский язык в 1864 - "Воздушное путешествие через Африку"), "Путешествие к центру Земли" (1864; роман), "С Земли на Луну" (1865; роман; местом старта Жюль Верн выбрал Флориду и разместил свой "космодром" недалеко от мыса Канаверал, в романе так же правильно указана начальная скорость, необходимая для отрыва от Земли), "Дети капитана Гранта" (1867-1868; роман), "Вокруг Луны" (1869; роман; был описан эффект невесомости, спуск космического корабля, охваченного пламенем в атмосфере Земли и его приводнение в Тихом океане всего в трех милях от того места, где приводнился в 1969 году "Аполлон-11", вернувшийся с Луны), "20 000 лье под водой" (1869-1870; роман), "Вокруг света в 80 дней" (1872; роман), "Таинственный остров" (1875; роман), "Пятнадцатилетний капитан" (1878; роман), "500 миллионов Бегумы" (1879), "В XXIX веке. Один день американского журналиста в 2889 году" (1889; рассказ), "Плавучий остров" (1895; роман), "Равнение на знамя" (1896), "Властелин мира" (1904; роман), работы по географии и истории географических исследований.
 Изменить