Сочинения по литературе

Храбрость и благородство юного капитана (по роману Ж. Верна "Пятнадцатилетний капитан")

1
Одним из лучших произведений знаменитого французского писателя Жюля Верна стал приключенческий роман «Пятнадцатилетний капитан», который приковывает внимание читателей благодаря увлекательному, захватывающему сюжету. Герои романа на протяжении полугода переживают множество удивительных приключений в открытом море и в тропических лесах Африки, куда их забрасывает злой рок в лице преступника и работорговца Негоро. И в этих приключениях наиболее ярко проявляется Удивительный характер юного капитана Дика Сэнда.
«Его умное лицо дышало энергией. Это было лицо человека не только смелого, но и способного дерзать», — подчеркивает автор.
Не раз, сталкиваясь с трудностями, приходится Дику рисковать жизнью, но храбрый юноша никогда не останавливается перед препятствиями. Он проявляет удивительную находчивость и мужество именно в те минуты, когда кажется, что ничто уже не может спасти от неминуемой гибели. Юный капитан спасает себя самого, но в первую очередь своих друзей. Он бесстрашно принимает на себя командование «Пилигримом», который не только остался без капитана, но и находился в стороне от обычных морских путей. Дик думал о том, что должен доставить миссис Уэлдон и ее сына до ближайшего порта, где они будут в безопасности.
Однако из-за происков подлеца Негоро путники сбиваются с пути и вместо берега Америки попадают в Африку, где на каждом шагу их подстерегает опасность. И снова юный герой, не позволяя себе поддаваться панике, находит выход из трудного положения. Он старается придумать способ добраться до берега, который таил бы в себе меньше опасностей для его спутников. Но на пути их подстерегают новые испытания. Путники попадают в плен к работорговцам, где и сами превращаются в рабов. И даже в этой нелегкой ситуации Дик Сэнд придумывает план спасения. «Юный моряк переходил от отчаяния к надежде. Но благодаря своей энергичной натуре он не поддавался унынию и готов был воспользоваться малейшей возможностью, которая могла ему представиться». И юноша использует каждую такую возможность, благодаря чему и находит выход из этой и многих других трудных ситуаций. Мы видим, что опасности и препятствия только закаляют волю юного капитана. Решительность, мужество, твердость характера, благородство мыслей, которые проявляет Дик Сэнд во всех испытаниях, делают его настоящим героем.
Жюль Берн писал, что в своем произведении «пытался показать, что могут сделать ум и храбрость подростка в борьбе с опасностями и трудностями, заставившими его возложить на себя ответственность, не свойственную его возрасту». Лучшие качества пятнадцатилетнего капитана — сила воли, энергичность, отвага, настойчивость, справедливость и благородство — сделали его одним из самых любимых героев французской литературы. А сам роман был и остается в числе наиболее популярных произведений Жюля Верна.



 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Верн Ж.

Что значит - жить по законам чести? (по книгам А.Дюма «Три мушкетера» и Ж. Верна «Дети капитана Гранта») | Сочинение по литературе
Моими любимыми приключенческими книгами являются роман А. Дюма «Три мушкетера» и роман Ж. Верна «Дети капитана Гранта». С уверенностью можно сказать, что главные герои этих произведений живут по

Немо - характеристика литературного героя | Сочинение по литературе
НЕМО (фр. Nemo) — герой двух романов Ж.Верна: «20 000 лье под водой» (1869-1870) и «Таинственный остров» (1875). В первом романе повествование ведется от имени французского натуралиста профессора

«Наутилус» капитана Немо — явление не только литературного | Сочинение по литературе
Фантазия Жюля Верна опережала практические возможности науки и техники почти на полвека. По его романам можно проследить историю зарождения, развития и смены научно-технических идей на протяжении

Жюль Верн «Двадцать тысяч лье под водой» | Сочинение по литературе
Немо, капитан (принц Даккар) — исследователь морских глубин, изобретатель и владелец фантастической подводной лодки «Наутилус», которая время от времени показывается на поверхности морей,

Без героев — новаторов науки не было бы и лучших романов | Сочинение по литературе
Таков прежде всего капитан Немо. Изобретатель и его изобретение составляют как бы одно целое. Капитан Немо, без «Наутилуса» был бы всего лишь слабым повторением байроновского Чайльд Гарольда, а

Особенности приключенческого романа Жюля Верна | Сочинение по литературе
Романы Ж. Верна принадлежат к произведениям, которые принято называть приключенческими. В таких произведениях много неожиданных событий, внезапных поворотов в сюжете, движущей силой которого

Жюль Верн «Дети Капитана Гранта» | Сочинение по литературе
Айртон боцман «Британии», судна капитана Гранта. За непослушание и попытку поднять мятеж был высажен в Австралии, где спустя некоторое время под именем Бена Джойса возглавил банду беглых каторжников.

Сюжет романа «Дети капитана Гранта» | Сочинение по литературе
Вершиной творчества Жюля Верна можно считать его знаменитую трилогию, герои которой не только выражают, но и воплощают в практических действиях гуманистические и демократические идеалы писателя.

Образ капитана Гранта в трилогии Жюля Верна | Сочинение по литературе
Вершиной творчества Жюля Верна можно считать его знаменитую трилогию, герои которой не только выражают, но и воплощают в практических действиях гуманистические и демократические идеалы писателя.

Победа справедливости над злом в романе Жюля Верна «Дети капитана Гранта» | Сочинение по литературе
Известный французский писатель Жюль Верн вошел в мировую литературу как первый классик научно-фантастического романа и замечательный мастер романа приключений. На протяжении сорока лет он создавал

Фото Верн Ж.

 Изменить 
Верн Ж.

Верн Ж. - Биография

    Французский писатель-гуманист, один из основоположников жанра научной фантастики. Жюль Верн родился 8 февраля 1828 в богатом портовом городе Нант (Франция), в семье адвоката. В 20 лет был отправлен родителями в парижский колледж с целью получения юридического образования. Литературную деятельность начал в 1849, написав несколько пьес (водевили и комические оперы). "Моим первым произведением была небольшая комедия в стихах, написанная при участии Александра Дюма-сына, который был и оставался одним из лучших моих друзей до самой его смерти. Она была названа "Сломанные соломинки" и ставилась на сцене Исторического театра, владельцем которого был Дюма-отец. Пьеса имела некоторый успех и по совету Дюма-старшего я отдал ее в печать. "Не беспокойтесь, - ободрял он меня. - Даю вам полную гарантию, что найдется хотя бы один покупатель. Этим покупателем буду я!" [...] Вскоре мне стало ясно, что драматические произведения не дадут мне ни славы, ни средств к жизни. В те годы я ютился в мансарде и был очень беден." (из интервью Жюля Верна журналистам) Работая секретарем в "Театре Лирик", Жюль Верн одновременно подрабатывал в одном из популярных журналов, составляя заметки на исторические и научно-популярные темы. Работа над первым романом, "Пять недель на воздушном шаре", была начата осенью 1862, а в конце года роман был уже напечатан известным парижским издателем Пьером-Жюлем Этцелем, сотрудничество с которым продолжалось около 25 лет. По договору, заключенному с Этцелем, Жюль Верн должен был ежегодно отдавать издателю по два новых романа или один двухтомный (Пьер Жюль Этцель умер в 1886 и договор был продлен с его сыном). Вскоре роман был переведен почти на все европейские языки и принес автору известность. Наибольший финансовый успех выпал на долю романа "Вокруг света в 80 дней", напечатанного в 1872.

    Жюль Верн был страстным путешественником: на своей яхте "Сен-Мишель" он дважды обошел Средиземное море, посетил Италию, Англию, Шотландию, Ирландию, Данию, Голландию, Скандинавию, заходил в африканские воды. В 1867 Жюль Верн побывал в Северной Америке: "Одна французская компания приобрела океанский пароход "Грейт-истерн", чтобы перевозить американцев на Парижскую выставку... Мы посетили с братом Нью-Йорк и несколько других городов, видели Ниагару зимой, во льду... На меня произвело неизгладимое впечатление торжественное спокойствие гигантского водопада." (из интервью Жюля Верна журналистам)

    То, что предсказания научных открытий и изобретений, содержащиеся в романах Жюля Верна, постепенно сбываются, писатель-фантаст объяснял так: "Это простые совпадения, и объясняются они очень просто. Когда я говорю о каком-нибудь научном феномене, то предварительно исследую все доступные мне источники и делаю выводы, опираясь на множество фактов. Что же касается точности описаний, то в этом отношении я обязан всевозможным выпискам из книг, газет, журналов, различных рефератов и отчетов, которые у меня заготовлены впрок и исподволь пополняются. Все эти заметки тщательно классифицируются и служат материалом для моих повестей и романов. Ни одна моя книга не написана без помощи этой картотеки. Я внимательно просматриваю двадцать с лишним газет, прилежно прочитываю все доступные мне научные сообщения, и, поверьте, меня всегда охватывает чувство восторга, когда я узнаю о каком-нибудь новом открытии..." (из интервью Жюля Верна журналистам) Один из шкафов в обширной библиотеке Жюля Верна был заполнен множеством дубовых ящичков. В определенном порядке в них были разложены бесчисленные выписки, заметки, вырезки из газет и журналов, наклеенные на карточки одинакового формата. Карточки подбирались по темам и вкладывались в бумажные обертки. Получались несшитые тетрадки разной толщины. Всего, по словам Жюля Верна, у него накопилось около двадцати тысяч таких тетрадок, содержащих интересные сведения по всем отраслям знаний. Многим читателям казалось, что романы пишутся Жюлем Верном удивительно легко. В одном из интервью писатель так прокомментировал подобные заявления: "Мне ничего легко не дается. Почему-то многие думают, что мои произведения - чистейшая импровизация. Какой вздор! Я не могу приступить к работе, если не знаю начала, середины и конца своего будущего романа. До сих пор я был достаточно счастлив в том смысле, что для каждого произведения у меня в голове была не одна, а по меньшей мере полдюжины готовых схем. Большое значение я придаю развязке. Если читатель сможет угадать, чем все кончится, то такую книгу не стоило бы и писать. Чтобы роман понравился, нужно изобрести совершенно необычную и вместе с тем оптимистическую развязку. И когда в голове сложится костяк сюжета, когда из нескольких возможных вариантов будет выбран наилучший, тогда только начинается следующий этап работы - за письменным столом. [...] Начинаю я обыкновенно с того, что выбираю из картотеки все выписки, относящиеся к данной теме; сортирую их, изучаю и обрабатываю применительно к будущему роману. Затем я делаю предварительные наброски и составляю план по главам. Вслед за тем пишу карандашом черновик, оставляя широкие поля - полстраницы - для поправок и дополнений. Но это еще не роман, а только каркас романа. В таком виде рукопись поступает в типографию. В первой корректуре я исправляю почти каждое предложение и нередко пишу заново целые главы. Окончательный текст получается после пятой, седьмой или, случается, девятой корректуры. Яснее всего я вижу недостатки своего сочинения не в рукописи, а в печатных оттисках. К счастью, мой издатель хорошо это понимает и не ставит передо мной никаких ограничений... Но почему-то принято считать, что, если писатель много пишет, значит ему все легко дается. Ничего подобного!.. [...] Благодаря привычке к ежедневной работе за столом с пяти утра до полудня мне удается уже много лет подряд писать по две книги в год. Правда, такой распорядок жизни потребовал некоторых жертв. Чтобы ничто не отвлекало от дела, я переселился из шумного Парижа в спокойный, тихий Амьен и живу здесь уже много лет - с 1871 года. Вы спросите, почему я выбрал Амьен? Этот город мне особенно дорог тем, что здесь родилась моя жена и здесь мы с ней когда-то познакомились. И званием муниципального советника Амьена я горжусь нисколько не меньше, чем литературной известностью." (из интервью Жюля Верна журналистам)

    "Я стараюсь учитывать запросы и возможности юных читателей, для которых написаны все мои книги. Работая над своими романами, я всегда думаю о том - пусть иногда это идет даже в ущерб искусству, - чтобы из-под моего пера не вышло ни одной страницы, ни одной фразы, которую не могли бы прочесть и понять дети. [...] Моя жизнь была полным-полна действительными и воображаемыми событиями. Я видел много замечательных вещей, но еще более удивительные создавались моей фантазией. Если бы вы только знали, как я сожалею о том, что мне так рано приходится завершить свой земной путь и проститься с жизнью на пороге эпохи, которая сулит столько чудес!.." (из интервью Жюля Верна корреспонденту "Новой Венской газеты"; 1902 год)

    В 1903, в одном из писем, Жюль Верн писал: "Я вижу все хуже и хуже, моя дорогая сестра. Операции катаракты еще не было... Кроме того, я оглох на одно ухо. Итак, я в состоянии теперь слышать только половину глупостей и злопыхательств, которые ходят по свету, и это меня немало утешает!" Умер Жюль Верн в 8 часов утра 24 марта 1905 в городке Амьен (Франция). Похоронен около своего дома в Амьене. Через два года после смерти Жюля Верна на его могиле был поставлен памятник, изображавший писателя-фантаста восстающим из праха, с рукой, протянутой к звездам. До конца 1910 года каждое полугодие, как это делалось на протяжении сорока двух лет, Жюль Верн продолжал дарить читателям новый том "Необыкновенных путешествий".

    Жюль Верн - автор около ста книг, среди которых стихи, пьесы, рассказы, около 70 повестей и романов: "Пять недель на воздушном шаре" (1862; роман; первый перевод на русский язык в 1864 - "Воздушное путешествие через Африку"), "Путешествие к центру Земли" (1864; роман), "С Земли на Луну" (1865; роман; местом старта Жюль Верн выбрал Флориду и разместил свой "космодром" недалеко от мыса Канаверал, в романе так же правильно указана начальная скорость, необходимая для отрыва от Земли), "Дети капитана Гранта" (1867-1868; роман), "Вокруг Луны" (1869; роман; был описан эффект невесомости, спуск космического корабля, охваченного пламенем в атмосфере Земли и его приводнение в Тихом океане всего в трех милях от того места, где приводнился в 1969 году "Аполлон-11", вернувшийся с Луны), "20 000 лье под водой" (1869-1870; роман), "Вокруг света в 80 дней" (1872; роман), "Таинственный остров" (1875; роман), "Пятнадцатилетний капитан" (1878; роман), "500 миллионов Бегумы" (1879), "В XXIX веке. Один день американского журналиста в 2889 году" (1889; рассказ), "Плавучий остров" (1895; роман), "Равнение на знамя" (1896), "Властелин мира" (1904; роман), работы по географии и истории географических исследований.
 Изменить