Сочинения по литературе

Победа справедливости над злом в романе Жюля Верна «Дети капитана Гранта»

0
Известный французский писатель Жюль Верн вошел в мировую литературу как первый классик научно-фантастического романа и замечательный мастер романа приключений. На протяжении сорока лет он создавал серию «Необыкновенных приключений», что включала в себя шестьдесят четыре романа и два сборника повестей и рассказов. «Необыкновенные приключения» представляют собой универсальный географический очерк земного шара. География и природоведение сосуществуют в «Необыкновенных приключениях» с техническими и точными науками. Географическая фантастика выступает в произведениях рядом с инженерной. Герои Жюля Верна осуществляют географические подвиги, опережая реальные открытия. Общими усилиями человечество перестроит и улучшит планету. Отсюда и жизнеутверждающий пафос лучших произведений Жюля Верна, среди которых почетное место занимает роман «Дети капитана Гранта».
Жюль Верн создал новый тип приключенческого романа - роман о науке и ее безграничных возможностях. Он показал себя изобретателем в отборе сюжетов, которые отмечаются неисчерпаемым разнообразием, оригинальностью, новизной. Ярким примером этого является известнейшее произведение писателя «Дети капитана Гранта».

Герои романа отправляются на поиски непокоренного шотландца Гранта, который мечтал об учреждении на далеких островах колонии свободных людей. Члены экспедиции являются единомышленниками Гранта, поэтому название романа воспринимается как символическое.

Смельчаки, которые верят в успех своего дела, одолевают все трудности. Их дружба скрепляется суровыми испытаниями. Воры и негодяи будут наказаны, справедливость победит, мечта - осуществится. Этим пафосом пронизан роман от первой до последней строки.

Кто не знает невнимательного чудака - ученого Жака Паганеля? Фанатик науки, «ходячая энциклопедия», он всегда объединяет серьезные размышления с остроумными шутками и смешными поступками. Ему присуще непреодолимое чувство юмора. Вместе с тем он привлекает смелостью, добротой, справедливостью. Ободряя своих спутников, Паганель не прекращает шутить даже во время сложных испытаний, когда речь идет о жизни и смерти. Рядом с ним - шотландский патриот Гленарван, который делает все возможное и невозможное, чтобы разыскать своего вольнолюбивого соотечественника капитана Гарри Гранта. Закаляются в поисках юные герои Жюля Верна. Один из них - Роберт Грант. Для достойного сына отважного шотландца целиком естественным является душевный порыв - спасти от гибели своих друзей.

Романы Жюля Верна служили делу цивилизации и прогрессу во всем мире. Ученые, изобретатели, путешественники с признательностью вспоминают, что юношеское увлечение Жюлем Верном помогло им найти свое призвание, а иногда наталкивало на открытия.

В самом деле, победа справедливости над ложью и злом в романе Жюля Верна состоялась. Тем не менее, нужно сказать, что это произошло случайно. Совсем не обязательно было акуле подплывать к яхте лорда Гленарвана. Не было ни одной потребности ее ловить: то было просто развлечение. Совсем случайно обнаружилась в желудке морского хищника бутылка с письмами, которые тоже совсем случайно не уничтожило море.

Хорошо, что обнаружились люди, которые знали все три языка. Попала бы бутылка к неграмотным рыбакам, на этом бы все и кончилось.

Но все, что было дальше, не было случайностью. Власть не стала ничего делать для капитана сомнительных политических вкусов. Дети бросились к Гленарванам за вестью об отце, как и должно было быть. Молодые супруги Гленарванов не могли быть равнодушны к горю подростков. И вдобавок они были возмущены несправедливостью власти. Где-то там имел место и шотландский патриотизм.
Так начался длинный путь вокруг света в поисках капитана Гранта. Это дало возможность автору показать, как он того и хотел, виды планеты, животный мир и быт народов, с которыми встретились путешественники во время своего путешествия.

И странная вещь: искателям противостоят стихийные катастрофы, хищные представители фауны. Малого Роберта уносит кондор. Путешественников настигает большое наводнение, а в дерево, на котором они спасаются, попадает молния. Они переживают и океанические бури. Тем не менее, все люди, с которыми они встречались, протягивали им руку помощи. Читает все три документа, которые положили начало поисков, француз Паганель. Спасает Роберта Гранта над Андами индеец Талькав и становится другом и проводником экспедиции. Всяческую помощь предоставляют простые люди в Австралии.

Из людей только Айртон становится на препятствии благородным поискам. Он хочет захватить «Дункан» или отомстить Гранту?

Не знаю, как не знаю и того, что произошло между боцманом и капитаном. Тем не менее, считаю, что речь идет о своеволии и эгоизме.

Итак, несправедливость и зло - или следствие «государственных интересов», или результат неосмотрительных поступков тех, кто считает себя наибольшей ценностью мира. Правда, есть еще Каи-Куму и племена маори, на которых автор не пожалел черной краски. И их ненависть к «пакекас» целиком обоснована тем, что именно белые люди врывались в жизнь новозеландцев, используя огнестрельное оружие военных и Библию миссионеров. Так что и здесь дикие поступки дикарей вызваны «государственными интересами» британской короны. Капитан Грант хочет найти острова, где было бы можно основать Новую Шотландию - подальше от Лондона. Но маорийцы не спаслись на своих далеких островах. Так что победу небольшую - спасение Гранта-Отца - экспедиция получила. Большую - нет. Новая Шотландия так и не была основана.

Путешествие вокруг света, лишенное всякой фантастики, хорошо вписывалось в сюжет романа - дети отправляются на поиски отца, который пропал. Их отец - шотландский патриот, который не желает смириться с тем, что Англия подчинила Шотландию. По мнению Гранта, интересы его родины не совпадают с интересами англосаксов, поэтому он решил основать свободную шотландскую колонию на одном из островов Тихого океана. Он мечтал о свободе для этой колонии.

Английское правительство совершало всякие преграды на пути капитана Гранта. Тем не менее, он подобрал команду и отправился на поиски острова для поселения. Потом лорд Гленерван, единомышленник капитана Гранта, случайно находит документ, который объясняет исчезновение Гранта. Обезображенный документ направит героев по неверному пути. Появится ученый-всезнайка Жак Паганель, для того чтобы при всякой возможности излагать мысли автора по поводу развития научно-технического прогресса.

Описания странствований, раздумья героев переплетаются в произведении с интересными приключениями. Герои Жюля Верна - это всегда люди высокой нравственности, физически и духовно здоровые, настойчивые, не корыстолюбивые. Смелость оказывает содействие реализации их планов. Товарищ всегда спасет товарища. Воры получат по заслуге. Справедливость побеждает, а мечта осуществляется. Этим и объясняется большая популярность романов Жюля Верна, которые дети с удовлетворением читают и сейчас.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Верн Ж.

Победный пафос романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта» | Сочинение по литературе
Известный французский писатель Жюль Верн вошел в мировую литературу как первый классик научно-фантастического романа и замечательный мастер романа приключений. На протяжении сорока лет он создавал

Сочинение по роману Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан» | Сочинение по литературе
«У Ж. Верна невозможно найти героя, который не был бы готов рисковать жизнью ради спасения другого. Действенное великодушие, стремление прославить человека, который обязывает его направить усилия на

Образ Дика Сенда по роману Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан» | Сочинение по литературе
Дик Сенд — сирота, воспитывался в детском доме. Даже имя он получил в честь жалостливого прохожего, который его нашел, а фамилию ему дали в память о месте, где его нашли. Мальчик был умным, в четыре

Испытания юного капитана за романом Ж Верна «Пятнадцатилетний капитан» | Сочинение по литературе
Древний философ Вергилий говорил: «Отважным судьба помогает…». Примером этого является роман Жуля Верна «Пятнадцатилетний капитан». В своей книге французский писатель рассказал о чрезвычайных

Отважные путешественники романа Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан» | Сочинение по литературе
Популярность романов Ж. Верна среди юных читателей. Романами французского писателя Ж. Верна (1828-1905) зачитываются юные читатели во всем мире. Эти романы захватывают романтикой странствий,

Роман Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан» | Сочинение по литературе
Юность Жюля Верна промелькнула в 40-и года XIX ст. Это было непростое время для многих стран Европы - время буржуазных революций. Взорвалась революция и в Франции. Буржуазия, воспользовавшись из

Сочинение по роману «Пятнадцатилетний капитан» | Сочинение по литературе
В «Пятнадцатилетнем капитане» Жюль Верн воскрешает страшные картины колониального разбоя английских и португальских завоевателей Африки, физического истребления негритянских племен белыми

Хотел бы я, чтобы моим другом стал Дик Сэнд | Сочинение по литературе
Романы Ж. Верна принадлежат к произведениям, которые принято называть приключенческими. В таких произведениях много неожиданных событий, внезапных поворотов в сюжете, движущей силой которого

Храбрость и благородство юного капитана (по роману Ж. Верна "Пятнадцатилетний капитан") | Сочинение по литературе
Одним из лучших произведений знаменитого французского писателя Жюля Верна стал приключенческий роман «Пятнадцатилетний капитан», который приковывает внимание читателей благодаря увлекательному,

Мировоззрения писателя Жюля Верна | Сочинение по литературе
В посмертно изданном философском романе «Потерпевшие крушение на «Джонатане» особенно отчетливо раскрываются все стороны мировоззрения писателя. Здесь повествуется о том, как на одном из островов в

Фото Верн Ж.

 Изменить 
Верн Ж.

Верн Ж. - Биография

    Французский писатель-гуманист, один из основоположников жанра научной фантастики. Жюль Верн родился 8 февраля 1828 в богатом портовом городе Нант (Франция), в семье адвоката. В 20 лет был отправлен родителями в парижский колледж с целью получения юридического образования. Литературную деятельность начал в 1849, написав несколько пьес (водевили и комические оперы). "Моим первым произведением была небольшая комедия в стихах, написанная при участии Александра Дюма-сына, который был и оставался одним из лучших моих друзей до самой его смерти. Она была названа "Сломанные соломинки" и ставилась на сцене Исторического театра, владельцем которого был Дюма-отец. Пьеса имела некоторый успех и по совету Дюма-старшего я отдал ее в печать. "Не беспокойтесь, - ободрял он меня. - Даю вам полную гарантию, что найдется хотя бы один покупатель. Этим покупателем буду я!" [...] Вскоре мне стало ясно, что драматические произведения не дадут мне ни славы, ни средств к жизни. В те годы я ютился в мансарде и был очень беден." (из интервью Жюля Верна журналистам) Работая секретарем в "Театре Лирик", Жюль Верн одновременно подрабатывал в одном из популярных журналов, составляя заметки на исторические и научно-популярные темы. Работа над первым романом, "Пять недель на воздушном шаре", была начата осенью 1862, а в конце года роман был уже напечатан известным парижским издателем Пьером-Жюлем Этцелем, сотрудничество с которым продолжалось около 25 лет. По договору, заключенному с Этцелем, Жюль Верн должен был ежегодно отдавать издателю по два новых романа или один двухтомный (Пьер Жюль Этцель умер в 1886 и договор был продлен с его сыном). Вскоре роман был переведен почти на все европейские языки и принес автору известность. Наибольший финансовый успех выпал на долю романа "Вокруг света в 80 дней", напечатанного в 1872.

    Жюль Верн был страстным путешественником: на своей яхте "Сен-Мишель" он дважды обошел Средиземное море, посетил Италию, Англию, Шотландию, Ирландию, Данию, Голландию, Скандинавию, заходил в африканские воды. В 1867 Жюль Верн побывал в Северной Америке: "Одна французская компания приобрела океанский пароход "Грейт-истерн", чтобы перевозить американцев на Парижскую выставку... Мы посетили с братом Нью-Йорк и несколько других городов, видели Ниагару зимой, во льду... На меня произвело неизгладимое впечатление торжественное спокойствие гигантского водопада." (из интервью Жюля Верна журналистам)

    То, что предсказания научных открытий и изобретений, содержащиеся в романах Жюля Верна, постепенно сбываются, писатель-фантаст объяснял так: "Это простые совпадения, и объясняются они очень просто. Когда я говорю о каком-нибудь научном феномене, то предварительно исследую все доступные мне источники и делаю выводы, опираясь на множество фактов. Что же касается точности описаний, то в этом отношении я обязан всевозможным выпискам из книг, газет, журналов, различных рефератов и отчетов, которые у меня заготовлены впрок и исподволь пополняются. Все эти заметки тщательно классифицируются и служат материалом для моих повестей и романов. Ни одна моя книга не написана без помощи этой картотеки. Я внимательно просматриваю двадцать с лишним газет, прилежно прочитываю все доступные мне научные сообщения, и, поверьте, меня всегда охватывает чувство восторга, когда я узнаю о каком-нибудь новом открытии..." (из интервью Жюля Верна журналистам) Один из шкафов в обширной библиотеке Жюля Верна был заполнен множеством дубовых ящичков. В определенном порядке в них были разложены бесчисленные выписки, заметки, вырезки из газет и журналов, наклеенные на карточки одинакового формата. Карточки подбирались по темам и вкладывались в бумажные обертки. Получались несшитые тетрадки разной толщины. Всего, по словам Жюля Верна, у него накопилось около двадцати тысяч таких тетрадок, содержащих интересные сведения по всем отраслям знаний. Многим читателям казалось, что романы пишутся Жюлем Верном удивительно легко. В одном из интервью писатель так прокомментировал подобные заявления: "Мне ничего легко не дается. Почему-то многие думают, что мои произведения - чистейшая импровизация. Какой вздор! Я не могу приступить к работе, если не знаю начала, середины и конца своего будущего романа. До сих пор я был достаточно счастлив в том смысле, что для каждого произведения у меня в голове была не одна, а по меньшей мере полдюжины готовых схем. Большое значение я придаю развязке. Если читатель сможет угадать, чем все кончится, то такую книгу не стоило бы и писать. Чтобы роман понравился, нужно изобрести совершенно необычную и вместе с тем оптимистическую развязку. И когда в голове сложится костяк сюжета, когда из нескольких возможных вариантов будет выбран наилучший, тогда только начинается следующий этап работы - за письменным столом. [...] Начинаю я обыкновенно с того, что выбираю из картотеки все выписки, относящиеся к данной теме; сортирую их, изучаю и обрабатываю применительно к будущему роману. Затем я делаю предварительные наброски и составляю план по главам. Вслед за тем пишу карандашом черновик, оставляя широкие поля - полстраницы - для поправок и дополнений. Но это еще не роман, а только каркас романа. В таком виде рукопись поступает в типографию. В первой корректуре я исправляю почти каждое предложение и нередко пишу заново целые главы. Окончательный текст получается после пятой, седьмой или, случается, девятой корректуры. Яснее всего я вижу недостатки своего сочинения не в рукописи, а в печатных оттисках. К счастью, мой издатель хорошо это понимает и не ставит передо мной никаких ограничений... Но почему-то принято считать, что, если писатель много пишет, значит ему все легко дается. Ничего подобного!.. [...] Благодаря привычке к ежедневной работе за столом с пяти утра до полудня мне удается уже много лет подряд писать по две книги в год. Правда, такой распорядок жизни потребовал некоторых жертв. Чтобы ничто не отвлекало от дела, я переселился из шумного Парижа в спокойный, тихий Амьен и живу здесь уже много лет - с 1871 года. Вы спросите, почему я выбрал Амьен? Этот город мне особенно дорог тем, что здесь родилась моя жена и здесь мы с ней когда-то познакомились. И званием муниципального советника Амьена я горжусь нисколько не меньше, чем литературной известностью." (из интервью Жюля Верна журналистам)

    "Я стараюсь учитывать запросы и возможности юных читателей, для которых написаны все мои книги. Работая над своими романами, я всегда думаю о том - пусть иногда это идет даже в ущерб искусству, - чтобы из-под моего пера не вышло ни одной страницы, ни одной фразы, которую не могли бы прочесть и понять дети. [...] Моя жизнь была полным-полна действительными и воображаемыми событиями. Я видел много замечательных вещей, но еще более удивительные создавались моей фантазией. Если бы вы только знали, как я сожалею о том, что мне так рано приходится завершить свой земной путь и проститься с жизнью на пороге эпохи, которая сулит столько чудес!.." (из интервью Жюля Верна корреспонденту "Новой Венской газеты"; 1902 год)

    В 1903, в одном из писем, Жюль Верн писал: "Я вижу все хуже и хуже, моя дорогая сестра. Операции катаракты еще не было... Кроме того, я оглох на одно ухо. Итак, я в состоянии теперь слышать только половину глупостей и злопыхательств, которые ходят по свету, и это меня немало утешает!" Умер Жюль Верн в 8 часов утра 24 марта 1905 в городке Амьен (Франция). Похоронен около своего дома в Амьене. Через два года после смерти Жюля Верна на его могиле был поставлен памятник, изображавший писателя-фантаста восстающим из праха, с рукой, протянутой к звездам. До конца 1910 года каждое полугодие, как это делалось на протяжении сорока двух лет, Жюль Верн продолжал дарить читателям новый том "Необыкновенных путешествий".

    Жюль Верн - автор около ста книг, среди которых стихи, пьесы, рассказы, около 70 повестей и романов: "Пять недель на воздушном шаре" (1862; роман; первый перевод на русский язык в 1864 - "Воздушное путешествие через Африку"), "Путешествие к центру Земли" (1864; роман), "С Земли на Луну" (1865; роман; местом старта Жюль Верн выбрал Флориду и разместил свой "космодром" недалеко от мыса Канаверал, в романе так же правильно указана начальная скорость, необходимая для отрыва от Земли), "Дети капитана Гранта" (1867-1868; роман), "Вокруг Луны" (1869; роман; был описан эффект невесомости, спуск космического корабля, охваченного пламенем в атмосфере Земли и его приводнение в Тихом океане всего в трех милях от того места, где приводнился в 1969 году "Аполлон-11", вернувшийся с Луны), "20 000 лье под водой" (1869-1870; роман), "Вокруг света в 80 дней" (1872; роман), "Таинственный остров" (1875; роман), "Пятнадцатилетний капитан" (1878; роман), "500 миллионов Бегумы" (1879), "В XXIX веке. Один день американского журналиста в 2889 году" (1889; рассказ), "Плавучий остров" (1895; роман), "Равнение на знамя" (1896), "Властелин мира" (1904; роман), работы по географии и истории географических исследований.
 Изменить