Сочинения по литературе

Образ капитана Гранта в трилогии Жюля Верна

0
Вершиной творчества Жюля Верна можно считать его знаменитую трилогию, герои которой не только выражают, но и воплощают в практических действиях гуманистические и демократические идеалы писателя.
Сюжет первого романа определяется поисками исчезнувшего без вести капитана Гранта. Разные толкования испорченного документа заставляют Эдуарда Гленарвана и его спутников проделать кругосветное путешествие вдоль 37-й параллели. Кто такой капитан Грант? Мужественный шотландский патриот, не пожелавший примириться с тем, что его родина окончательно утратила независимость. Он решил основать колонию шотландских эмигрантов на одном из островов Тихого океана, но кораблекрушение помешало ему осуществить этот план. Гленарван — политический единомышленник Гранта — снаряжает экспедицию вопреки желанию Адмиралтейства, на свой страх и риск. Таким образом, одно из самых увлекательного романа «Необыкновенные путешествия»- мотивируется свободолюбивыми стремлениями героев.

Национально-освободительные идеи еще сильнее звучат в романе «Двадцать тысяч лье под водой». В образе революционера и ученого капитана Немо мы видим наиболее полное выражение прогрессивной направленности творчества Жюля Верна, Загадочный Немо, как выясняется в дальнейшем,— индиец Даккар, посвятивший свою жизнь борьбе за освобождение родины от британского владычества. Его великолепный подводный корабль «Наутилус» — и научная лаборатория, и грозное орудие боя. К услугам Немо богатая библиотека и уникальный музей. Здесь все приспособлено для серьезных научных занятий. Но капитан Немо не может найти успокоения в глубинах океана, когда на земле творится столько зла. Поэтому он не прекращает мстить завоевателям и оказывать помощь народам, стремящимся сбросить цепи рабства.

В «Таинственном острове» сводятся воедино сюжетные линии двух первых романов, Робинзоны XIX века — инженер Сайрес Смит и его друзья, оказавшись на необитаемом острове, вынуждены проделать как бы заново весь путь, пройденный человечеством: начав с добывания огня, изготовления лука и стрел, примитивных орудий труда и домашней утвари, потом уже с помощью первобытных инструментов они создают более сложное оборудование и приступают к большим работам. В отличие от своего предшественника Робинзона Крузо, герои «Таинственного острова» не ограничиваются охотой, земледелием и скотоводством. Они строят мосты, проводят каналы, воздвигают плотины, осушают болота, добывают полезные ископаемые, плавят металлы, производят химические продукты и т. д.

Одинокому Робинзону Жюль Верн противопоставляет дружный трудовой коллектив, группу людей, вооруженных научными знаниями и техническим опытом своего времени, Свободный труд свободных людей, живущих на свободной земле, творит чудеса. Здесь каждый трудится для себя и одновременно на благо всего коллектива. Плоды совместного труда—общее достояние. Для каждого в отдельности и для всех вместе созидательный труд становится первейшей жизненной потребностью. Здесь не существует ни денег, ни частной собственности, ни присвоения чужого труда. Здесь все — за одного, один — за всех. «Таинственный остров» — «робинзонада» нового типа, основанная на прославлении благих результатов свободного коллективного труда. В этом и заключается воспитательное значение «Таинственного острова», одного из лучших романов Жюля Верна.

Оригинальный художественный вымысел тесно переплетается в его романах с реалистическими картинами бедственного положения порабощенных народов колониальных и зависимых стран, ужасов работорговли, невольничества негров в Америке. Во многих романах Жюль Верн с возмущением описывает зверства колонизаторов, творящих, свои черные дела под флагом приобщения к цивилизации отсталых народов («Дети капитана Гранта», «Пятнадцатилетний капитан», «Плавучий остров» и др.).

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Верн Ж.

Победа справедливости над злом в романе Жюля Верна «Дети капитана Гранта» | Сочинение по литературе
Известный французский писатель Жюль Верн вошел в мировую литературу как первый классик научно-фантастического романа и замечательный мастер романа приключений. На протяжении сорока лет он создавал

Победный пафос романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта» | Сочинение по литературе
Известный французский писатель Жюль Верн вошел в мировую литературу как первый классик научно-фантастического романа и замечательный мастер романа приключений. На протяжении сорока лет он создавал

Сочинение по роману Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан» | Сочинение по литературе
«У Ж. Верна невозможно найти героя, который не был бы готов рисковать жизнью ради спасения другого. Действенное великодушие, стремление прославить человека, который обязывает его направить усилия на

Образ Дика Сенда по роману Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан» | Сочинение по литературе
Дик Сенд — сирота, воспитывался в детском доме. Даже имя он получил в честь жалостливого прохожего, который его нашел, а фамилию ему дали в память о месте, где его нашли. Мальчик был умным, в четыре

Испытания юного капитана за романом Ж Верна «Пятнадцатилетний капитан» | Сочинение по литературе
Древний философ Вергилий говорил: «Отважным судьба помогает…». Примером этого является роман Жуля Верна «Пятнадцатилетний капитан». В своей книге французский писатель рассказал о чрезвычайных

Отважные путешественники романа Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан» | Сочинение по литературе
Популярность романов Ж. Верна среди юных читателей. Романами французского писателя Ж. Верна (1828-1905) зачитываются юные читатели во всем мире. Эти романы захватывают романтикой странствий,

Роман Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан» | Сочинение по литературе
Юность Жюля Верна промелькнула в 40-и года XIX ст. Это было непростое время для многих стран Европы - время буржуазных революций. Взорвалась революция и в Франции. Буржуазия, воспользовавшись из

Сочинение по роману «Пятнадцатилетний капитан» | Сочинение по литературе
В «Пятнадцатилетнем капитане» Жюль Верн воскрешает страшные картины колониального разбоя английских и португальских завоевателей Африки, физического истребления негритянских племен белыми

Хотел бы я, чтобы моим другом стал Дик Сэнд | Сочинение по литературе
Романы Ж. Верна принадлежат к произведениям, которые принято называть приключенческими. В таких произведениях много неожиданных событий, внезапных поворотов в сюжете, движущей силой которого

Храбрость и благородство юного капитана (по роману Ж. Верна "Пятнадцатилетний капитан") | Сочинение по литературе
Одним из лучших произведений знаменитого французского писателя Жюля Верна стал приключенческий роман «Пятнадцатилетний капитан», который приковывает внимание читателей благодаря увлекательному,

Фото Верн Ж.

 Изменить 
Верн Ж.

Верн Ж. - Биография

    Французский писатель-гуманист, один из основоположников жанра научной фантастики. Жюль Верн родился 8 февраля 1828 в богатом портовом городе Нант (Франция), в семье адвоката. В 20 лет был отправлен родителями в парижский колледж с целью получения юридического образования. Литературную деятельность начал в 1849, написав несколько пьес (водевили и комические оперы). "Моим первым произведением была небольшая комедия в стихах, написанная при участии Александра Дюма-сына, который был и оставался одним из лучших моих друзей до самой его смерти. Она была названа "Сломанные соломинки" и ставилась на сцене Исторического театра, владельцем которого был Дюма-отец. Пьеса имела некоторый успех и по совету Дюма-старшего я отдал ее в печать. "Не беспокойтесь, - ободрял он меня. - Даю вам полную гарантию, что найдется хотя бы один покупатель. Этим покупателем буду я!" [...] Вскоре мне стало ясно, что драматические произведения не дадут мне ни славы, ни средств к жизни. В те годы я ютился в мансарде и был очень беден." (из интервью Жюля Верна журналистам) Работая секретарем в "Театре Лирик", Жюль Верн одновременно подрабатывал в одном из популярных журналов, составляя заметки на исторические и научно-популярные темы. Работа над первым романом, "Пять недель на воздушном шаре", была начата осенью 1862, а в конце года роман был уже напечатан известным парижским издателем Пьером-Жюлем Этцелем, сотрудничество с которым продолжалось около 25 лет. По договору, заключенному с Этцелем, Жюль Верн должен был ежегодно отдавать издателю по два новых романа или один двухтомный (Пьер Жюль Этцель умер в 1886 и договор был продлен с его сыном). Вскоре роман был переведен почти на все европейские языки и принес автору известность. Наибольший финансовый успех выпал на долю романа "Вокруг света в 80 дней", напечатанного в 1872.

    Жюль Верн был страстным путешественником: на своей яхте "Сен-Мишель" он дважды обошел Средиземное море, посетил Италию, Англию, Шотландию, Ирландию, Данию, Голландию, Скандинавию, заходил в африканские воды. В 1867 Жюль Верн побывал в Северной Америке: "Одна французская компания приобрела океанский пароход "Грейт-истерн", чтобы перевозить американцев на Парижскую выставку... Мы посетили с братом Нью-Йорк и несколько других городов, видели Ниагару зимой, во льду... На меня произвело неизгладимое впечатление торжественное спокойствие гигантского водопада." (из интервью Жюля Верна журналистам)

    То, что предсказания научных открытий и изобретений, содержащиеся в романах Жюля Верна, постепенно сбываются, писатель-фантаст объяснял так: "Это простые совпадения, и объясняются они очень просто. Когда я говорю о каком-нибудь научном феномене, то предварительно исследую все доступные мне источники и делаю выводы, опираясь на множество фактов. Что же касается точности описаний, то в этом отношении я обязан всевозможным выпискам из книг, газет, журналов, различных рефератов и отчетов, которые у меня заготовлены впрок и исподволь пополняются. Все эти заметки тщательно классифицируются и служат материалом для моих повестей и романов. Ни одна моя книга не написана без помощи этой картотеки. Я внимательно просматриваю двадцать с лишним газет, прилежно прочитываю все доступные мне научные сообщения, и, поверьте, меня всегда охватывает чувство восторга, когда я узнаю о каком-нибудь новом открытии..." (из интервью Жюля Верна журналистам) Один из шкафов в обширной библиотеке Жюля Верна был заполнен множеством дубовых ящичков. В определенном порядке в них были разложены бесчисленные выписки, заметки, вырезки из газет и журналов, наклеенные на карточки одинакового формата. Карточки подбирались по темам и вкладывались в бумажные обертки. Получались несшитые тетрадки разной толщины. Всего, по словам Жюля Верна, у него накопилось около двадцати тысяч таких тетрадок, содержащих интересные сведения по всем отраслям знаний. Многим читателям казалось, что романы пишутся Жюлем Верном удивительно легко. В одном из интервью писатель так прокомментировал подобные заявления: "Мне ничего легко не дается. Почему-то многие думают, что мои произведения - чистейшая импровизация. Какой вздор! Я не могу приступить к работе, если не знаю начала, середины и конца своего будущего романа. До сих пор я был достаточно счастлив в том смысле, что для каждого произведения у меня в голове была не одна, а по меньшей мере полдюжины готовых схем. Большое значение я придаю развязке. Если читатель сможет угадать, чем все кончится, то такую книгу не стоило бы и писать. Чтобы роман понравился, нужно изобрести совершенно необычную и вместе с тем оптимистическую развязку. И когда в голове сложится костяк сюжета, когда из нескольких возможных вариантов будет выбран наилучший, тогда только начинается следующий этап работы - за письменным столом. [...] Начинаю я обыкновенно с того, что выбираю из картотеки все выписки, относящиеся к данной теме; сортирую их, изучаю и обрабатываю применительно к будущему роману. Затем я делаю предварительные наброски и составляю план по главам. Вслед за тем пишу карандашом черновик, оставляя широкие поля - полстраницы - для поправок и дополнений. Но это еще не роман, а только каркас романа. В таком виде рукопись поступает в типографию. В первой корректуре я исправляю почти каждое предложение и нередко пишу заново целые главы. Окончательный текст получается после пятой, седьмой или, случается, девятой корректуры. Яснее всего я вижу недостатки своего сочинения не в рукописи, а в печатных оттисках. К счастью, мой издатель хорошо это понимает и не ставит передо мной никаких ограничений... Но почему-то принято считать, что, если писатель много пишет, значит ему все легко дается. Ничего подобного!.. [...] Благодаря привычке к ежедневной работе за столом с пяти утра до полудня мне удается уже много лет подряд писать по две книги в год. Правда, такой распорядок жизни потребовал некоторых жертв. Чтобы ничто не отвлекало от дела, я переселился из шумного Парижа в спокойный, тихий Амьен и живу здесь уже много лет - с 1871 года. Вы спросите, почему я выбрал Амьен? Этот город мне особенно дорог тем, что здесь родилась моя жена и здесь мы с ней когда-то познакомились. И званием муниципального советника Амьена я горжусь нисколько не меньше, чем литературной известностью." (из интервью Жюля Верна журналистам)

    "Я стараюсь учитывать запросы и возможности юных читателей, для которых написаны все мои книги. Работая над своими романами, я всегда думаю о том - пусть иногда это идет даже в ущерб искусству, - чтобы из-под моего пера не вышло ни одной страницы, ни одной фразы, которую не могли бы прочесть и понять дети. [...] Моя жизнь была полным-полна действительными и воображаемыми событиями. Я видел много замечательных вещей, но еще более удивительные создавались моей фантазией. Если бы вы только знали, как я сожалею о том, что мне так рано приходится завершить свой земной путь и проститься с жизнью на пороге эпохи, которая сулит столько чудес!.." (из интервью Жюля Верна корреспонденту "Новой Венской газеты"; 1902 год)

    В 1903, в одном из писем, Жюль Верн писал: "Я вижу все хуже и хуже, моя дорогая сестра. Операции катаракты еще не было... Кроме того, я оглох на одно ухо. Итак, я в состоянии теперь слышать только половину глупостей и злопыхательств, которые ходят по свету, и это меня немало утешает!" Умер Жюль Верн в 8 часов утра 24 марта 1905 в городке Амьен (Франция). Похоронен около своего дома в Амьене. Через два года после смерти Жюля Верна на его могиле был поставлен памятник, изображавший писателя-фантаста восстающим из праха, с рукой, протянутой к звездам. До конца 1910 года каждое полугодие, как это делалось на протяжении сорока двух лет, Жюль Верн продолжал дарить читателям новый том "Необыкновенных путешествий".

    Жюль Верн - автор около ста книг, среди которых стихи, пьесы, рассказы, около 70 повестей и романов: "Пять недель на воздушном шаре" (1862; роман; первый перевод на русский язык в 1864 - "Воздушное путешествие через Африку"), "Путешествие к центру Земли" (1864; роман), "С Земли на Луну" (1865; роман; местом старта Жюль Верн выбрал Флориду и разместил свой "космодром" недалеко от мыса Канаверал, в романе так же правильно указана начальная скорость, необходимая для отрыва от Земли), "Дети капитана Гранта" (1867-1868; роман), "Вокруг Луны" (1869; роман; был описан эффект невесомости, спуск космического корабля, охваченного пламенем в атмосфере Земли и его приводнение в Тихом океане всего в трех милях от того места, где приводнился в 1969 году "Аполлон-11", вернувшийся с Луны), "20 000 лье под водой" (1869-1870; роман), "Вокруг света в 80 дней" (1872; роман), "Таинственный остров" (1875; роман), "Пятнадцатилетний капитан" (1878; роман), "500 миллионов Бегумы" (1879), "В XXIX веке. Один день американского журналиста в 2889 году" (1889; рассказ), "Плавучий остров" (1895; роман), "Равнение на знамя" (1896), "Властелин мира" (1904; роман), работы по географии и истории географических исследований.
 Изменить